КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ - Страница 3

Отмечается большое количество песнопений в честь Креста, что свидетельствует о высоком праздничном статусе службы: отпустительный тропарь, кондак, канон, два или три цикла стихир-подобнов, стихиры-самогласны и др. Песни канона покрываются катавасией, в некоторых ранних Типиконах указываются ирмосы Крестовоздвижения в качестве дополнительной катавасии, например, в сербском Типиконе архиепископа Никодима 1319 г., в русском Типиконе третьей четверти XIV в. (Исторический музей). В греческих Типиконах и Триодях к XVI в., а в славянских – после середины XVII в. расширяется состав последования Креста в службе Крестопоклонной недели: появляются стихиры на малой вечерне, количество стихир на «Господи, воззвах» на великой вечерне увеличивается до четырёх, появляется указание на полиелей и седален Креста после полиелея (однако в русском Типиконе 1682 г. и последующих это указание было переосмыслено как относящееся к храму, названному в честь Креста). После малой вечерни предписывается перенести Крест из сосудохранилища в алтарь с пением тропаря; в самых ранних редакциях, где малая вечерня ещё не указывается (например, XII в.), этот чин не описан. В конце утрени (после великого славословия и пения воскресного тропаря) – поклонение Кресту, как и в студийских Типиконах. Перед поклонением трижды поётся тропарь, во время поклонения – стихиры-самогласны Кресту. На литургии на блаженнах поются тропари воскресные и тропари шестой песни канона Кресту из Триоди (в некоторых Типиконах, включая печатное московское издание 1633 г., – третьей песни), Трисвятое заменяется тропарём, прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие те же, что и в студийских Типиконах, причастен только Креста – Пс. 4:7b. На следующей за Крестопоклонной неделей седмице поклонение Кресту совершается в понедельник, среду и пятницу (в ранних редакциях Иерусалимского устава поклонение указано только в среду и пятницу), причём в понедельник и среду поклонение бывает на первом часе, а в пятницу – после изобразительных; в некоторых Типиконах в пятницу указывается поклонение на шестом часе или допускаются оба варианта. Песнопения Кресту поются всю седмицу до пятницы, с особенными последованиями в среду и пятницу, когда на утрене добавляется полный канон Кресту, а рядовое последование из Минеи переносится на повечерие. В современных греческих изданиях, отражающих приходскую греческую практику, устав службы в целом тот же, что в традиционных иерусалимских Типиконах, но с рядом отличий. Вечерня и утреня совершаются отдельно, на утрене отмечается полиелей; как и в поздних греческих Типиконах, канон поётся только из Триоди (на восемь), с запевами: к первому тропарю песней канона – воскресный, к другим тропарям, перед песнями канона и в качестве катавасии поются ирмосы. После славословия в конце утрени выносится Крест, и совершается поклонение. На литургии, согласно первому изданию Типикона Константина, поются изобразительны, на блаженнах – тропари третьей и шестой песней канона Кресту; согласно следующим изданиям Типикона Константина и Виолакиса, поются особые праздничные антифоны, после входа – тропари воскресный, Кресту, святому Минеи (вместо последнего у Виолакиса – святого храма) и богородичный кондак. Трисвятое заменяется тропарём; в конце литургии поётся тропарь.



 
PR-CY.ru