КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ - Страница 2

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в Крестопоклонную неделю (в этом источнике она также называется «средокрестной») соединяются последования Октоиха (воскресное) и Триоди (Креста). Отмечены такие песнопения в честь Креста, как самогласная стихира на вечерне, кондак седьмого гласа и канон первого гласа на утрене. В конце каждой песни канона утрени на катавасию поются пасхальные ирмосы. На утрене после второй кафизмы из сосудохранилища приносится Крест и помещается на престоле; в конце утрени Крест выносится из алтаря и полагается на специально приготовленный для него стол перед алтарём, затем поётся тропарь, и совершается поклонение Кресту с пением особых стихир. После отпуста утрени духовенство и братия обходят с Крестом весь монастырь, после чего Крест возвращают на своё место в сосудохранилище. На литургии на блаженнах поются тропари третьей и шестой песней канона Триоди, Трисвятое заменяется тропарём; следуют прокимен из Пс. 98, аллилуиарий со стихом из Пс. 73, чтения те же, что и в Типиконе Великой церкви. С понедельника по пятницу после девятого часа на изобразительных совершается поклонение Кресту, для чего его всякий раз приносят в храм из сосудохранилища. В среду указано особое последование в честь Креста, включающее стихиры и канон восьмого гласа. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. также соединяются последования Октоиха и Триоди, в конце утрени совершается поклонение Кресту. Эта редакция Студийского устава содержит больше песнопений Кресту по сравнению со Студийско-Алексиевским Типиконом. В последование Креста входят отпустительный тропарь плагального первого гласа, те же кондак и канон на утрене, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе (однако на катавасию указывается пение не пасхальных ирмосов, а заменяющих их подобных ирмосов); два цикла стихир-подобнов и несколько самогласнов; на паннихис поётся иной канон Кресту – четвёртого гласа. Во время поклонения Кресту в конце утрени многократно поётся тропарь, перемежаемый пением седальнов и стихир. На литургии поются воскресные блаженны, Трисвятое заменяется тропарём, прокимен из Пс. 27, аллилуиарий и чтения из Апостола и Евангелия те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, причастен Пс. 148:1 и 4:7b. В будние дни седмицы после Крестопоклонной недели указывается поклонение Кресту в среду (в конце утрени) и пятницу (после изобразительных); во все дни седмицы за богослужением исполняются песнопения (каноны, стихиры, седальны), посвящённые Кресту. В среду служба совершается по особому уставу, называется «бдением» и состоит из повечерия и утрени; на утрене после «Аллилуия» вместо троичнов гласа поются тропарь, непорочны с аллилуиариями, полиелей, канон Богородице из Октоиха и канон Кресту из Триоди. В афонской редакции Студийского устава – Типиконе Георгия Мтацминдели середины XI в. и Мессинском Типиконе 1131 г., одной из древнейших южноиталийских редакций Студийского устава, богослужение Крестопоклонной недели имеет в целом те же особенности, что и в Евергетидском Типиконе. По этим источникам чин поклонения Кресту также совершается в среду четвёртой седмицы. В Иерусалимском уставе, начиная с самых ранних известных его редакций, в Крестопоклонную неделю (так же как и в Студийском уставе) последование Триоди соединяется с воскресной службой Октоиха.

 



 
PR-CY.ru