КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ

КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ – третье воскресенье Великого поста в православной традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Изнесение Креста и поклонение ему совершается по тому же чину, что и в другие дни особенного чествования Креста Господня – в праздники Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сентября) и Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня (1 августа). После Крестопоклонной недели Крест остаётся в храме на протяжении всей седмицы (до пятницы). Название «Крестопоклонная неделя» и чин поклонения Кресту указывают на основную тематику богослужения в эти дни – Крест Господень и страдания Спасителя. Однако в некоторых песнопениях исследователи видят и другую литургическую тему, связанную с притчей о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14). По мнению исследователей, это обусловлено влиянием древнего (до X в.) богослужения Иерусалима: согласно иерусалимскому Лекционарию (который отличался от константинопольского), притча о мытаре и фарисее читалась не в неделю мытаря и фарисея, а в третье (или четвёртое – по счёту недель в иерусалимском Лекционарии) воскресенье Великого поста. Евангельское чтение, посвящённое Кресту (Мк. 8:34b – 9:1), назначается в третье воскресенье поста в Типиконе Великой церкви IX–XI вв., который отражает послеиконоборческое соборное богослужение Константинополя. Согласно заметке, содержащейся в рукописи XIII в. из Иерусалимской библиотеки, празднование в честь Креста в середине Великого поста связано с перенесением части Креста (подножия) в Константинополь из Апамеи при императоре Юстине (исследователям неясно, при каком именно: Юстине I (518–527 гг.) или Юстине II (565–578 гг.)). Исследователи считают весьма вероятным, что изначально это событие отмечалось в конкретный день неподвижного богослужебного цикла, но впоследствии, поскольку в будние дни Великого поста торжественные богослужения и полная литургия не совершаются, эта память была перенесена на третье воскресенье. Гипотеза подтверждается наличием в Типиконе Великой церкви 6 марта указания на обретение Честного Креста. С Крестопоклонной недели в Константинополе начинался период интенсивной катехизации перед таинством крещения, которое совершалось в Великую субботу. Вынос части Животворящего Древа Креста Господня и поклонение ей как одной из важнейших христианских реликвий играли в этом процессе важную роль. Согласно Типикону Великой церкви, в третье воскресенье Великого поста помимо Евангелия (Мк. 8:34b – 9:1) читается Апостол (Евр. 4:14 – 5:6). После прочтения Евангелия объявляется, что в будние дни совершается поклонение Кресту: во вторник и в среду приходят мужчины, в четверг и пятницу – женщины. Со вторника по пятницу поются особые крестные песнопения: на утрене указан тропарь плагального второго (т.е. шестого) гласа; этот же тропарь поётся и на Воздвижение Креста (14 сентября); на Пс. 50 на утрене, после окончания утрени и на тритекти («третье-шестой час») назначается иной тропарь; на тритекти вместе с этим тропарём на «Слава, и ныне» поются следующие тропари: во вторник – тропарь первого гласа, в среду – второго гласа (в современной Минее помещён 13 сентября), в четверг – второго гласа, в пятницу – первого гласа («С высоты незримо...»).

 



 
PR-CY.ru