КОНСТАНТИН и КОСМА - Страница 3

В 1913 г. в обители находились девять монахинь, 19 послушниц, тридцать человек проживали по паспортам, десять размещались в богадельне. 23 марта 1919 г. в ответ на декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» прихожане Никольской церкви постановили на собрании: «Косинские храмы, как принадлежащие нам с давних пор и нами построенные и созданные на наши средства, мы передавать никому не желаем...» (Государственный архив Новгородской области). В 1920 г. монастырь закрыли, храмы остались в ведении местной общины. Богослужения в косинских церквах были запрещены в 1938 г., церковные здания использовались под школу и музей. Во время Великой Отечественной войны они были повреждены обстрелом. В 1946 г. жители деревни Косино Старорусского района Новгородской области просили открыть один из храмов для богослужения и возобновить женский монастырь, однако ходатайство было отклонено решением исполкома Новгородского областного совета со ссылкой на то, что «помещение частично занято учительским скотом» (Государственный архив Новгородской области). В 1990 гг. отреставрирован Никольский собор. В 2006 г. обитель возобновлена как женский монастырь, настоятельница – Надежда (Чанова). Канонизация Константина и Космы подтверждена включением их имён в Собор Новгородских святых, учреждённый около 1831 г. (празднование Собору возобновлено в 1981 г.). Уникальные изображения преподобных сохранились в правой части композиции на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» конца XIX – начала XX вв. из церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде и, по мнению исследователей, на идентичной ей по рисунку хромолитографии Ефима Ивановича Фесенко в Одессе (1902 г.). У преподобного Константина русая борода средней величины, голова покрыта схимническим куколем, в правой руке свиток, левая раскрыта ладонью; на нимбе надпись: «Св. пр. Константiнъ К.». Преподобный Косма представлен подобным образом, правая рука лежит на груди; надпись: «Св. пр. Косма Кос.». Преподобные (с проседью в бороде, в чёрных клобуках) изображены также на иконе «Собор Новгородских чудотворцев» 1960 гг. из местного ряда иконостаса нижнего придела церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде. Очень редко образы Константина и Космы исследователи встречают в составе Собора русских святых, в частности порознь – в группах подвижников XIII в. в росписи галереи русских святых (выполнена первоначально иеродиаконами Паисием и Анатолием в конце 1860 – 1870 гг., поновление – 1970 гг. (около 2010 г.), ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (в результате последнего поновления образ преподобного Космы утрачен). Кроме того, оплечные изображения преподобных были включены в группу Новгородских чудотворцев на иконах письма монахини Иулиании (Соколовой) в разработанной по благословению Афанасия (Сахарова) композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» (1934 г., 1950 гг. – ризница Троице-Сергиевой лавры). Святые написаны вместе в последнем ряду, у обоих голова не покрыта, в волосах и небольшой бороде проседь. Образы повторяются на современных списках и творческих вариантах этой композиции (церковь святителя Николая в Клённиках и др.).



 
PR-CY.ru