КОНСТАНТИН и КОСМА

КОНСТАНТИН и КОСМА (XIII в.) – преподобные (память 29 июля, в Соборе Новгородских святых – в третью Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские, основатели Старорусского Косинского во имя святителя Николая монастыря (близ современного города Старая Русса). В «Описании о российских святых» упоминается, что «преподобный Константин, строитель монастыря, преставися в лето 6000 месяца июля в 29 день». Память святого под 29 июля и 6 ноября (память преподобного Варлаама Хутынского) была отмечена в Кайдаловских святках (архиепископ Сергий датировал святцы концом XVII в., однако, исходя из набора памятей, современные исследователи относят их к XVIII–XIX вв.). В «Описании о российских святых» по списку Савваитова Константин указан «между святыми града Торжка». Исследователи полагают, что новгородского святого ошибочно записали в этот раздел, по мнению исследователей, речь идёт о двух разных святых. В «Перечне святых Новгорода» упоминается «преподобный Костянтин, игумен Косинского монастыря за Старою Русою» (Российская национальная библиотека, XVIII в. – Институт русской литературы. Пушкинский Дом). В некоторых списках «Книги глаголемой...» эта информация приобретает более распространённый характер: «Преподобный Константин, игумен Косинского монастыря за Старою Русою, ученик преподобнаго Варлаама Хутынского» (Российская национальная библиотека, XVIII в. – Институт русской литературы. Пушкинский Дом). Те же сведения включил в свой «Алфавит русских святых» старообрядческий монах Иона Керженский «...Еще сего же Варлаама ученик Константин, игумен за Русою» (Ярославский музей-заповедник, 1807–1811 гг.). Запись о Константине и Косме содержат под 5 ноября иконописный подлинник XIX в. (Российская национальная библиотека. – Институт русской литературы. Пушкинский Дом) и под 29 июля Четьи Минеи епископа Ермогена (Добронравина): преподобные Константин и Косьма, ученики Варлаама Хутынского, основали в половине XIII в. Косин, или Косинский, монастырь» (Российская национальная библиотека, XIX в. – Институт русской литературы. Пушкинский Дом). По преданию, святые основали монастырь на возвышенности, где река Снежа, впадая в Полисть, образует полуостров в виде косы. Архиепископ Филарет предполагал, что обитель возникла около 1220 г. (другая датировка (середина XIII в.) представлена в справочнике Института российской истории, том 4). Самые ранние документальные источники, подтверждающие существование монастыря, относятся к концу XV в. В писцовой книге Шелонской пятины 1497/1498 г. упомянуты принадлежавшие Косинскому монастырю дворы, с которых великому князю платился оброк. В приходной книге Новгородского архиерейского дома за 1576/1577 г. сохранилось свидетельство, что в Косинской обители служил священник Иоанн. «Николского Косина монастыря игумен Пимин» упоминается в Дозорной книге Старой Руссы. Обитель была разорена шведами в Смутное время. В составленной в 1615 г. росписи церквам и монастырям Старой Руссы, пострадавшим во время шведской оккупации, указаны «Косин монастырь, камен храм Никола чюдотворець, трапеза Варлам чюдотворець».

 



 
PR-CY.ru