«КЛИМЕНТИНЫ» - Страница 13

Вопрос о происхождении «Климентин» до сих пор остаётся окончательно не решённым. Со времени профессора Адольфа Гильгенфельда исследователи считают твёрдо установленным, что в основе их лежало псевдо-Петрово сочинение. Этим исследователи и объясняют то, на первый взгляд не совсем понятное, обстоятельство, что в памятнике на равных правах выступают два главные действующие лица, апостол Пётр и Климент: – первоначально оба они принадлежали к различным сочинениям. Остатками этого древнейшего первоисточника, по мнению исследователей, служат сохранившееся доселе «Послание Петра к Иакову». Как полагают исследователи, если основываться на указании «Послания», он носил название «Проповедей Петра» (не нужно смешивать их с цитируемой Климентом Александрийским «Проповедью Петра»). Это был полностью евионитский памятник, имевший целью полемику против апостола Павда и возникший, как полагают исследователи, вскоре после разрушения Иерусалима при Веспасиане (70–71 гг.). На основе его возникло другое псевдо-Петрово апокрифическое сочинение (теперь тоже неизвестное) – «Путешествие» или «Деяния Петра». По мнению исследователей, оно послужило источником не малого количества апокрифических сведений о первоверховном апостоле. Как полагают исследователи, из него, например, почерпнуто известие «Постановлений Апостольских», что апостол Пётр три дня состязался с Симоном Волхвом в Кесарии, поразил его и затем последовал за ним в Италию, где в Риме снова его поразил. Исследователи обращают внимание на то, что и в существующих редакциях апостол приглашает Климента следовать за собой до Рима, хотя ничто не указывает, чтобы повествование в них закончилось пребыванием апостола Петра в Риме. На эту заметку исследователи смотрят как на случайно проскользнувший след зависимости автора «Климентин» от постороннего источника. В сохранившихся памятниках эти «Путешествия» или «Деяния» имеются в виду там, где говорится о «погодных записях Климентом деяний и речей Петра». Если существующее оглавление вполне точно соответствует их действительному содержанию, то исследователи вынуждены признать, что этот памятник вышел уже из среды синкретического евионизма. Пользуясь им как историческим и вероучительным материалом, составил свой труд первоначальный автор «Климентин». К сюжету «путешествий» верховного апостола он присоединил историю Климента и его семейства, и, таким образом, первоначальное псевдо-Петрово сочинение превратилось в псевдо-Климентово. Исследователи считают, что первоначальным названием его, судя по Епифанию Кипрскому, было: «Путешествия Петра, написанные Климентом» (основание, по которому название сочинения, указанное Епифанием Кипрским, исследователи относят к одной из редакций «Климентин», – то, что оно, в сущности, буквально совпадает с названием сохранившего памятника в «Epistola Clementis» переводу его Руфином Аквилейским: «Itinerarium Clementis praedicationis Petri», – а это последнее, несомненно, относится к «Климентинам»).

 



 
PR-CY.ru