КТИТОР - Страница 3

В средневековом храмовом искусстве (как в западной, так и в восточной христианской традиции) присутствовали ктиторские портреты. Одно из самых знаменитых среди таких изображений – выполненное в X в. в константинопольском храме Святой Софии и сохранившееся до наших дней мозаичное панно, на котором представлены императоры Константин I Великий и Юстиниан I Великий; императоры со склонёнными головами стоят перед Божьей Матерью, восседающей с Богомладенцем на троне, и держат в руках: Константин – модель города Константинополя в виде крепости, а Юстиниан – модель храма Святой Софии. В средней полосе России ктитором называли церковного старосту, избираемого приходом и утверждаемого архиереем. Положение ктитора было почётным, на него претендовали богатые и знатные люди. Для упорядочения ктиторских отношений ктитор принимал устав. Ктиторский устав – устав, который основатель даёт монастырю. Одним из самых знаменитых ктиторских уставов был устав патриарха Алексия, который в 1034 г. основал монастырь Успения Божьей Матери в Константинополе (так называемый Алексиевский устав). Однако на формирование ктиторских уставов оказали воздействие и другие уставы Вселенского православия. Следы такого влияния исследователи видят в различных грамотах и других исторических документах. Начиная с XVII в. в России (и в особенности в синодальную эпоху) слово «ктитор» неофициально стало применяться по отношению к приходским старостам, более того, нередко под этим именем старосты поминались за богослужением. Подобное словоупотребление сохранилось и в советскую эпоху. В послевоенные годы до архиерейского Собора 1961 г. ктитором именовался помощник председателя приходского совета. Председателем совета в этот период был священник – настоятель прихода. С 1961 по 1988 гг. председателем приходского совета непременно был мирянин, который также именовался ктитором. Поскольку подобное наименование не носит официального характера, его с тех пор стали применять и к председателям, и к помощникам председателей приходских советов из числа мирян. В настоящее время, когда председателями приходских советов, кроме исключительных случаев, являются настоятели приходов, именование ктитором по преимуществу относится к помощникам председателей приходских советов. В отдельных случаях оно употребляется по отношению к приходскому казначею, а также в большем соответствии с византийской и древнерусской традицией – к благотворителям прихода или монастыря. В синодальный период в церквах военного ведомства была официально введена должность ктитора, аналогичная должности старосты в приходах. Военные ктиторы не избирались, но назначались военным начальством. На них возлагалось распоряжение храмовым имуществом и хозяйством. В случае если при военном храме существовал приход из штатских лиц, подобно тому как это имело место в Санкт-Петербурге с церквами расквартированных там гвардейских полков, прихожане избирали церковного старосту, а военным ведомством назначался ктитор.



 
PR-CY.ru