КТИТОР

КТИТОР – в восточно-христианской традиции (в Византии) наименование светского человека, который создал храм или монастырь, украсил его, либо лица, пожертвовавшего средства на строительство, ремонт, реставрацию храмовых, монастырских строений, на храмовое убранство (иконы, иконостасы, фрески, мозаики), священные сосуды и другую церковную утварь, либо лица, осуществляющего регулярные пожертвования или взявшего на себя содержание храма или монастыря. В Византии нередко общественные церкви (приходские и не приходские) строились частными лицами на собственные средства. Эти лица приобретали по отношению к ним наследственное ктиторское право, в силу которого они распоряжались доходами храма безотчётно и единолично. В их обязанности входили сбор средств для храма и забота о его благоустройстве. В Византийской империи ктиторы имели особые полномочия в отношении церковного имущества. Основы ктиторского права были заложены в законодательстве императора Юстиниана I. Ктитор имел право представлять епископу кандидатов священнослужения для построенной им церкви, при этом епископ не был обязан поставлять предложенных ктитором кандидатов. Ктитор, а также его наследники принимали участие в управлении церковным имуществом, к созиданию которого имели отношение. В компетенции ктитора могли находиться «внешние» (т.е. хозяйственные) вопросы жизнеобеспечения храма или обители. При этом ктитор был обязан сообразовываться как с церковными канонами и уставами, так и с самим характером и назначением опекаемого учреждения (не только церкви, но и, например, богадельни, больницы и др.). Деятельность ктитора находится под контролем епископа. Дела, относящиеся к ктиторскому праву, подсудны епископу. На практике ктиторы могли иметь заметное влияние не только на внешние, но и на внутренние дела опекаемых приходов и в особенности монастырей. Сохранилось большое число византийских так называемых ктиторских монастырских уставов. Ктиторы могли влиять на порядок и характер богослужений, инициировать внесение отдельных положений в монастырский устав. Ктиторские уставы обычно включают в себя описание истории основания монастыря с упоминанием имени и статуса ктитора, указания относительно порядка совершения богослужений, режима приёма пищи, замечания о праздниках и постах, сведения о привилегиях монастыря, в особенности в том случае, когда его ктитор – император, о порядке назначения игумена и других должностных лиц, об условиях и о порядке принятия в монастырь послушников и совершения постригов, о раздаянии милостыни нищим и других формах благотворительности, о монастырских больницах и странноприимных домах и, наконец, о поминовении ктитора и его близких. Аналогичный по содержанию характер носят известные ктиторские уставы русских, болгарских, сербских, румынских, грузинских монастырей.

 



 
PR-CY.ru