КТИТОР - Страница 2

Вместе с принятием христианства ктиторство было воспринято и Древней Русью. Оно просуществовало вплоть до XVII в. На Руси ктиторов, построивших храм или монастырь, называли также «здателями». Приблизительный латинский эквивалент слова «ктитор» – «донатор» (donator, букв. – даритель, податель), однако если латинский термин одинаково относится ко всякого рода пожертвованиям на церковные нужды, то греческий «ктитор» по преимуществу обозначает именно создателя храма или монастыря. Ктиторами называют как здравствующих, так и усопших жертвователей. За тех и других в монастырях и храмах возносятся молитвы во время богослужения. Ктитор назначал и представителей духовенства в церкви и монастыре, выплачивая ему ругу (см. Руга). При обеднении ктитора храм нередко становился выгодной статьёй дохода, которая передавалась по наследству, продавалась, сдавалась во временное пользование. Однако каноны церкви запрещают чрезмерное вмешательство ктиторов в порядки монастырской жизни и тем более попытки прямого управления монастырём со стороны ктиторов. Двукратный Собор 861 г. (см. в ст. Константинопольские соборы) осуждает подобную практику: «Некоторые, дав своим имениям и усадьбам имя монастыря и обещаваяся посвятити оныя Богу, пишут себя владельцами пожертвованнаго. Они ухищрённо умыслили посвятити Богу единое наименование, ибо не стыдятся усвояти себе ту же власть и после пожертвования, какую не возбранялось им имети прежде» (первое правило). Правило предоставляет полноту власти над всяким монастырём, в том числе ктиторским, правящему епископу, без воли которого никто, включая ктитора, не может поставить игумена монастыря. По толкованию этого правила патриархом Феодором IV Вальсамоном, ктитор вправе создавать свои особые уставы, но в них всё должно быть согласовано с каноническими нормами и предписаниями относительно монастырей. Также каноны осуждают финансовые злоупотребления, когда ктиторы монастырей получали часть церковных доходов. В позднейшие времена особенно широкий масштаб злоупотребления ктиторскими привилегиями по отношению к православным монастырям приобрели в Речи Посполитой, причём со стороны магнатов как православного, так и католического, реже протестантского исповедания. Поскольку ктиторство, как правило, подразумевает обладание значительным состоянием, ктиторами становились лица высокопоставленные, в том числе императоры, короли, князья, а также сановники и вельможи разных рангов, либо состоятельные частные лица – землевладельцы, судовладельцы, купцы, банкиры. На Руси наиболее известными ктиторскими монастырями киевской эпохи были основанные в Киеве при Ярославе (Георгии) Владимировиче Мудром (ум. в 1054 г.) Георгиевский и Ирининский монастыри, посвящённые великомученику Георгию Победоносцу и великомученице Ирине, имена которых при крещении получили князь и его супруга.

 



 
PR-CY.ru