КАФОЛИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ, Соборные послания - Страница 11

Первое послание апостола Петра состоит всего из пяти глав. Первая глава: Надписание и приветствие. Славословие Богу за благодать возрождения, ради которой должно радоваться в скорбях и к которой относились изыскания пророков. Увещание к святости жизни и взаимной любви. Вторая глава: Наставления о духовном возрастании и устроении, о добродетельной жизни, о покорности властям, о повиновении слуг господам. Пример страданий Христа. Третья глава: Нравственные наставления жёнам, мужьям и всем христианам. Христос пострадавший, сошедший в ад, воскресший и вознёсшийся. Четвёртая глава: Наставления христианам относительно разных нравственных качеств и добродетелей, особенно же о неповинном злострадании. Пятая глава: Наставления пастырям и пасомым. Благословение апостольское. Известия и приветствия. Апостол Пётра начинает своё первое соборное послание словами: «Пётр, апостол Иисуса Христа» – исследователи не могу не видеть, что апостол с нарочитой целью выставляет своё апостольское достоинство, поскольку церкви, к которым он писал, не им были основаны и личного знакомства с ним не имели. Перечислив затем, к кому обращено его послание, Пётр на всём протяжении своего послания старается разными богодухновенными назиданиями подкрепить и возвысить нравственную жизнь угнетённых малоазийских христиан. В первых двух главах он раскрывает «величие и славу преподанного нам спасения в Иисусе Христе», что придаёт всему этому отделу догматический оттенок. В остальных главах преобладают исключительно нравственные наставления. Христиан Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии апостол называет «пришельцами» в двояком смысле: они живут вне своего отечества – Палестины; для христиан жизнь на земле есть странничество и пришельничество, поскольку собственное отечество христианина – другой мир, мир духовный. Апостол называет их «избранными» в том смысле, что в Новом Завете все христиане составляют новый избранный народ Божий, каким в Ветхом Завете были иудеи. Избраны они «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа» – все три Лица Пресвятой Троицы принимали участие в деле спасения людей: Бог Отец, по предведению Своему зная, кто из людей как употребит дарованную ему свободную волю, предопределяет людей ко спасению; Сын Божий Своей крестной смертью совершил самое дело спасения, а Дух Святой через Свою благодать освящает избранных, усваивая им дело спасения, совершённое Христом. Из глубины сердца, исполненного благодарностью Богу за искупление мира, апостол возносит вслед за тем славословие Богу, даровавшему людям «наследство нетленное», в противоположность чувственному земному, которого ожидали иудеи от Мессии. Сказав далее, что сила Божия «через веру» соблюдает их «ко спасению», апостол внушает, что это спасение откроется во всей силе лишь в «последнее время»; теперь же и поскорбеть надлежит «немного», чтобы испытанная огнём искушений вера оказалась драгоценнее самого очищенного золота «в явление Иисуса Христа», т.е. при втором Его пришествии. Заканчивает своё славословие апостол, указывая на великую важность домостроительства нашего спасения, к которому относились все изыскания и исследования пророков и которое так глубоко, что в него «желают проникнуть ангелы».

 



 
PR-CY.ru