КАТАКОМБНОЕ ИСКУССТВО - Страница 3

Реже попадаются религиозные изображения, явно зависимые от церковных росписей и не связанные с потусторонним миром – Христос среди отцов церкви или traditio legis («обучение закону»). Стилистически эти росписи явно отражают эволюцию выразительных средств живописи, а также различное качество живописи в начале и в конце этого периода. Они отражают переход от эллинистического художественного натурализма (приёмы иллюнизионистической передачи изображаемого) ко всё более обобщённой и менее натуралистичной форме. Эта форма опирается на растущее стремление к символичности, низводит фигуры к простым знакам, которые пригодней всего к передаче соответствующего идеологического содержания. Именно таким путём катакомбная живопись, которая ради идеологического переосмысления отделяла формы от их изначального смысла, способствовала распаду классического искусства. Этот процесс распада ускорялся тем, что надгробные изображения должны были соответствовать потребностям неоднородных слоёв населения (социально и культурно), однако объединённых единой верой. Этим объясняется и распространение народных апокрифов с христианской тематикой. Раннехристианские саркофаги, часто происходящие из катакомб и датируемые II–V вв., делались в тех же мастерских, что и языческие. Изготовление таких изделий, намного больше, чем росписи, требовало от автора профессиональной квалификации. Поэтому скульптура дольше, чем живопись остаётся связанной с темами, образами, орнаментами традиционного искусства – и его техническими и стилистическими приёмами. Самые древние надписи сделаны на официальном (до III в.) языке церкви – греческом. Среди находок в катакомбах – стеклянные бутылочки, покрытые цементом: внутри содержалась кровь первых христиан. Во II в. римляне переняли христианский обычай хоронить мёртвых. Появились катакомбы-захоронения и римлян-язычников, поэтому христианская символика в катакомбах перемежается с языческими надписями и статуями. После Миланского эдикта началось открытое почитание мощей христианских мучеников, и из-за многочисленных паломников пришлось перестраивать межуровневые лестницы и расчищать забытые входы в них. Над катакомбами стали возводить храмы-базилики. Захоронения продолжались, но по мере переполнения катакомб новые могилы стали рыть уже неподалёку от храма, от поверхности земли. Из-за необходимого для возведения базилик фундамента катакомбы ветшали и рушились, поэтому папа Дамас (366–384 гг.) повелел очистить галереи от земли и обустроить их для посещения (укрепить своды, вывести отверстия для света и воздуха и пр.). Также Дамас и его последователи всячески пропагандировали необходимость организации новых кладбищ на поверхности земли, чтобы сохранить для потомков священные могилы мучеников. Их призывы увенчались успехом: уже к середине V в. в старых катакомбах не было новых захоронений. После этого катакомбы стали забывать. Варвары, нападавшие на Рим, разрушали захоронения и уносили с собой останки  мучеников – в свои церкви. Папы предпринимали отдельные попытки восстановить святые могилы, но их грабили снова и снова. Тогда было принято решение перенести останки непосредственно в римские церкви, что и было сделано в 817 г.: свыше 2 тыс. мощей перевезли в город. Катакомбы же стали постепенно разрушаться. Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры. См. также Катакомбы.



 
PR-CY.ru