КАТАКОМБНОЕ ИСКУССТВО - Страница 2

При этом в «Апостольских постановлениях» (около V в.) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…Без наблюдения собирайтесь в усыпальницах, совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах…». Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI в. Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!». Катакомбы в период II–IV вв. использовались христианами и для осуществления захоронений, т.к. община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Римляне-язычники своих умерших предавали огню, похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в умащённый травами саван, помещали в нишу и закрывали её мраморной плитой, в большинстве случаев замуровывали кирпичами. Иногда на плите выцарапывали имя умершего, иногда изображали христианский символ (крест, ветвь оливы или пальмы, агнца, голубя и др.). Часто использовались и саркофаги, украшенные рельефами. В катакомбах архитектурные формы и фигурные украшения не преследовали по-настоящему эстетических целей. Планировка, размещение опор, общее архитектурное решение зависели исключительно от практических задач. Изображения же имели по преимуществу религиозный или поминальный характер – своего рода молитвы о спасении души, плач по усопшему. Декоративные элементы были просто знаками любви или признательности – словно цветы на надгробии. Саркофаги изготавливались в обычных мастерских массово, они не являются специфически христианскими изделиями. Росписи катакомб многочисленны, хорошо сохранились в темноте. Они дают исследователям обширный и ценный материал для изучения истории раннего христианства и той роли, которая отводилась в нём искусству. Фрески катакомб, а также барельефные изображения на саркофагах христиан иллюстрируют путь складывания художественного языка церкви. Росписи исследователи квалифицируют в зависимости от содержания. Разнообразие тематики и стиля во многом объясняются долгим периодом их развития – III–V вв. В них доминирует христианский эсхатологический мотив, представление о потустороннем мире как о мистическом причащении души к Богу. Наиболее древние изображения часто используют классические темы, толкуя их аллегорически (Орфей, Амур, Психея, гении, амурчики, пальмовый лист, виноградная лоза и т.п.), а также символические надписи (рыба-ихтис). Позже появляются библейские изображения (Моисей, Ной с ковчегом, Иона, Давид, Иов) и евангельские сюжеты (воскрешение Лазаря, чудодейственные исцеления). Эти образы имеют переносный смысл и связаны со спасением и воскрешением души.

 



 
PR-CY.ru