КАЗАНДЗАКИС Никос - Страница 3

Литературное наследие Н. Казандакиса включает романы, пьесы, детскую литературу, путевые очерки, киносценарии, эссе. В основе мировоззрения Н. Казандакиса лежит интерес к различным радикальным течениям философской мысли. Он испытал сильное влияние социалистов и коммунистов, участвовал в левом движении в Греции и одновременно увлекался Фридрихом Ницше и А.Л. Бергсоном, экзистенциализмом, т.е. теми направлениями в философии, которые примыкали к противоположному крылу европейской культуры. Рассуждая о мире в целом, Н. Казандакис слишком вольно обходился с отдельными образами и концепциями православной культуры. Многие критики воспринимали его творчество как вероотступничество. В ущерб художественным достоинствам герои Н. Казандакиса зачастую становились лишь носителями идей и представлений автора, повествование изобиловало философскими отступлениями. Н. Казандакис дебютировал в печати в 1906 г. с эссе «Болезнь века» в журнале «Пинакофики». Тогда же под псевдонимом Карма Нирвами издал роман «Змея и лилия» (1906 г.). Вскоре были опубликованы его драматические произведения: драма «Светает» (1907 г.) и трагедия «Главный мастер» (1910 г.; под псевдонимом Петрос Псилоритис), сюжет которой основан на греческой народной песне «Мост Арты». В разное время Н. Казандакиса написал большое число произведений для театра, в основном, на исторические темы (трагедии «Никифор Фока» (1927 г.), «Одиссей» (1928 г.), «Христос» (1928 г.), «Мелисса» (1939 г.), «Юлиан Отступник» (1939 г., издано в 1945 г.), «Прометей» (1943 г.), «Каподистрия» (1944 г.), «Содом и Гоморра» (1948 г.), «Тесей» (1949 г.), «Христофор Колумб» (1949 г.), «Константин Палеолог» (1951 г.) и др.). Н. Казандакис переводил на новогреческий язык труды Уильяма Джеймса, Фридриха Ницше, Чарльза Дарвина и Анри Луи Бергсона (1910 гг.); пьесы Вильяма Шекспира (1930 гг.); «Илиаду» Гомера (1940 гг.); «Божественную комедию» Данте Алигьери (1934 г.); «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте (1937 г.). В 1924–1927 гг. Н. Казандакис завершил ервый вариант поэмы «Одиссея», которая имела большой успех и была переведена на многие языки (до 1938 г. создал ещё шесть её редакций). Эту поэму Н. Казандакис считал своим главным произведением. Подобно «Одиссее» Гомера, она состоит из 24 песней, общее количество стихов – 33 333. Поэма представляет собой некое продолжение сюжета Гомера и описывает странствия Одиссея, которые начинаются после его возвращения на Итаку и заканчиваются на Северном полюсе, где герой, переосмыслив свой опыт, приходит к нигилизму. Таким образом, герой Н. Казандакиса Одиссей во многом представляет собой образ отчаявшегося человека XX в. Поэма написана пятнадцатисложником, её язык – «свидетельство устной речи всех областей греческого мира». Н. Казандакис одним из первых использовал в литературном тексте огромное количество диалектизмов, для неологизмов, введённых Н. Казандакисом в греческий язык, к поэме был приложен словарь. В 1931 г. Н. Казандакис составил поэтический сборник «Терцины» (издано в 1960 г.). В 1927 г. в газете «Анагениси» было опубликовано философское произведение «Аскетика. Salvatores Dei» (отдельное издание, 1945 г.), в котором Н. Казандакис сформулировал свою мировоззренческую позицию, сложившуюся под влиянием антирационализма Ф. Ницше и мистицизма Л.А. Бергсона и ставшую основой дальнейшего творчества Н. Казандакиса.

 



 
PR-CY.ru