КЛАР - Страница 3

Среди других католических авторов в защиту средневекового сказания выступил Ф. Плен, предположив, что легенда о Кларе, изложенная в литургических чтениях XV в., была составлена не позднее IX в. Развёрнутая критика этой гипотезы представлена в трудах Артура ле Мойна де Ла Бордери, согласно которому сведения о Кларе и об апостольском происхождении Нантской кафедры имеют позднее происхождение и полностью недостоверны. А. Ла Бордери отметил, что самые ранние упоминания о Кларе относятся к XI в., а краткие сведения о нём приведены лишь в 1263 г. кантором Илиёй. Сказание, положенное в основу литургических чтений, было составлено, скорее всего, как полагают исследователи, в XV в., подробное сказание Альбера ле Грана полностью вымышлено и является «благочестивым мифотворчеством». Согласно А.И. Буржесу, происхождение легенды о миссии Кларе связано с тем, что в источниках середины XV в. Нантская кафедра названа древнейшей из христианских общин, основанных апостолом Петром, после Римской и Антиохийской. А. Ла Бордери отождествил Клара с главой христианской общины города Намнеты, епископом или пресвитером (sacerdos), о котором упоминается в «Мученичестве Донатиана и Рогатиана» (имя этого священнослужителя в Мученичестве не названо). Согласно Мученичеству, он покинул город из страха перед гонителями, поэтому мученик Рогатиан не смог принять крещение перед казнью. Таким образом, А. Ла Бордери датировал деятельность Клара рубежом III и IV вв. В вопросе о происхождении Намнетской кафедры историк опирался на послание епископов Турской церковной провинции святой Радегунде (567 г.); среди авторов послания был епископ Феликс Намнетский. По мнению исследователя, составители послания связывали христианизацию этих областей Галлии с деятельностью святого Мартина, епископа города Туроны (ныне Тур; ум.  в 397 г.). По предположению А. Ла Бордери, до второй половины IV в. христианская община в Намнетах была немногочисленной и вряд ли имела собственного епископа. Современные исследователи в целом согласны с мнением А. Ла Бордери: есть основания полагать, что христианские проповедники, скорее всего, прибывшие из города Туроны, появились в Намнетах в III в., но возникновение церковной организации исследователи относят к более позднему времени. Сведения о перенесении мощей Клара противоречивы. Согласно А. Ле Бо, мощи святых Клара из Нанта и Мелания из Рена были перенесены в Бурж, по более распространённой версии, мощи Клара были доставлены в Анже. Высказывались предположения, что перенесение мощей Клара произошло при Карле Толстом (король западных франков в 884–887 гг.), когда Нантский епископ Ландрамн укрылся от норманнов в Анже. По другой версии, реликвии были вывезены из Нанта после смерти короля Бретани Алана Великого (890–907 гг.), когда норманны вновь завладели Нантом, а епископ Адальхард бежал в Бургундию. О почитании Клара в Анже исследователям известно с XI в. Под 1070 г. в Хронике аббатства святого Альбина упоминается о перенесении мощей святых Альбина и Клара. В Псалтири XI в. из Анже приводится гимн Клару, который назван здесь епископом и святым покровителем Нанта. Оффиций Клару сохранился в бревиарии XV в. из аббатства святого Альбина.

 



 
PR-CY.ru