КЛАР - Страница 2

Остановившись в Намнетах, Клар обратил многих жителей города в христианство, основал епископскую кафедру и построил капеллу во имя апостола Петра. По указанию Клара диакон Адеодат проповедовал в городе Венеты (ныне Ван) и в области Корнубия (Корнуай), которые в этот период якобы входили в Намнетское епископство. Клар, оставив вместо себя в Намнетах диакона Адеодата, отправился в путешествие по своему епископству, охватывавшему всю южную часть Арморики. По дороге он скончался в селении Регини (современный департамент Морбиан) 10 октября 96 г. Кольцо и посох епископа привезли в Намнеты и впоследствии хранили в соборной церкви; в 386 г., после основания Венетского епископства, в Намнеты были вывезены и мощи святого. В 878 г., когда Арморика подвергалась нападениям норманнов, останки Клара перенесли в город Анже и поместили в аббатстве св. Альбина. Согласно Альберу ле Грану, в кафедральном соборе Нанта хранился реликварий с главой Клара, в селении Регини находились частицы мощей святого, его гробница и св. источник, там совершались чудесные исцеления. По мнению болландиста Корнелиса де Бие, при участии Альбера ле Грана были составлены чтения в день памяти Клара в проприи святых Нантского епископства (издано в 1623 г.), в которых содержится краткая версия легенды и упоминается о хранившихся в кафедральном соборе реликвиях – черепе святого и его пастырском кольце. Несмотря на утверждение Альбера ле Грана об использовании им многочисленных источников (средневековых легендариев и бревиариев, сочинений Ле Бо и других историков, архивных документов), представленная им версия сказания о Кларе в значительной степени, по мнению исследователей, вымышлена агиографом. Гай Алексис Лобино полагал, что Клар жил в III в. По мнению исследователей, эта датировка согласована с раннесредневековой легендой о семи христианских проповедниках, направленных в Галлию папой Римским Фабианом (236–250 гг.). Схожее мнение высказал Корнелис де Бие, который датировал деятельность Клара III–IV вв. Критика агиографического сказания о Кларе оказала влияние на чтения в день памяти святого, включённые в новую редакцию проприя святых Нантского епископства (издано в 1782 г.). В них сообщалось, что Клар был направлен в Галлию неким Римским понтификом в правление императора Проба (276–282 гг.), проповедовал язычникам, исцелял больных и основал христианскую общину в Намнетах. В проприи святых диоцеза Сен-Бриё (1783 г.) деятельность Клара также отнесена к III в., сделана попытка связать предание о Кларе со сведениями о мучениках Донатиане и Рогатиане, пострадавших в Намнетах в конце III в. или начале IV в.: Клар прибыл в Арморику (откуда – не сообщается) вскоре после гибели мучеников, обратил ко Христу множество язычников и мирно скончался. Попытки критического пересмотра предания о Кларе вызвали сопротивление церковных исследователей, которые высказались за признание достоверности средневековых агиографических сказаний. В 1856 г. литургическая комиссия, созданная для редакции диоцезального проприя, пришла к выводу об апостольском происхождении Нантской кафедры, т.к. Клар якобы был учеником апостолов Петра и Павла.

 



 
PR-CY.ru