КЛАР - Страница 4

Историк усомнился в африканском происхождении Клара и предположил, что святой принадлежал к римскому сенаторскому роду. Однако другие авторы относились к средневековой легенде о Кларе с меньшим доверием, полагая, что о времени и обстоятельствах его жизни достоверных сведений не сохранилось. Так, в 1656 г. Этьен Балюз сделал следующий вывод: «Почти все сведения о Кларе ненадёжны, исполнены неясностей... Мы не знаем точно, когда жил наш святой, из какого народа он происходил и где окончил жизнь». Согласно Э. Балюзу, в агиографической легенде о Кларе могли быть совмещены образы нескольких святых, почитавшихся в Аквитании. Предположение Э. Балюза поддержал болландист Даниэль ван Папебрук (1695 г.). По его мнению, существовало не меньше трёх святых по имени Клар, первый из которых около 100 г. был послан из Рима для проповеди христианства в Аквитанию, затем отправился в Арморику (Бретань) и основал епископскую кафедру в Нанте (его память совершалась 10 октября). Другой Клар – мученик, пострадавший в Аквитании, его мощи хранились в Бордо (день памяти – 1 июня). Третий Клар, изгнанный вандалами из Африки, прибыл в Галлию одновременно с Евгением Карфагенским, его мощи хранились в городе Ош. Данные о трёх святых были смешаны в агиографическом сказании, составленном, скорее всего, как полагают исследователи, в Альби. Впрочем, Д. ван Папебрук признавал, что его гипотеза недостаточно подтверждается источниками и носит несколько умозрительный характер. Тем не менее, в целом его выводы были приняты другими авторами. В католической литературе XIX – начала XX вв. была сделана попытка обосновать достоверность средневековой легенды о Кларе и «апостольское» происхождение епископских кафедр Юго-Западной Франции. По мнению некоторых авторов (Ж.И. Салабер, Ж.М. Бенак), Клар жил не позднее III в., скорее всего, в I–II вв. Опираясь на предположения авторов XVII в., историки предлагали произвольные датировки деятельности святого: он прибыл в Аквитанию при императоре Домициане и папе Анаклете I (между 81 и 91 гг.) и был казнён около 95 г. Таким образом, Клар продолжил миссию св. Марциала, который якобы скончался в 74 г. Высказывалось мнение, что Клар был странствующим епископом-миссионером и не занимал определённой кафедры. В то же время в литературе рассматривалось предположение Э. Балюза и Д. ван Папебрука о существовании нескольких святых по имени Клар и о возможном смешении этого Клара и святого Клара, епископа Намнетского (Нантского). Некоторые авторы высказывали скептическое отношение к средневековой легенде и сомневались в историчности образа Клара. Почитание святого Клара засвидетельствовано с XII в. во многих церквах и монастырях Юго-Западной Франции, преимущественно в Альби, Лиможе и Оше, позднее – в Бордо. Более ранние сведения о почитании Клара отсутствуют, нет данных о его гробнице в городе Лектур, где святой, по преданию, принял мученическую смерть.

 



 
PR-CY.ru