КЛАР - Страница 3

Исследователи полагают, что в основу агиографического сказания были положены отрывочные сведения о церковных иерархах, служивших в Аквитании. По мнению Луи Мари Оливье Дюшена, прототипом образа Клара послужил св. Евгений, епископ Карфагенский, который был выслан из Африки вандалами и скончался в 505 г. близ города Альби. На Соборе в городе Агата (ныне Агд; 506 г.) присутствовал Клар, епископ города Элуза (ныне Оз) и митрополит Новемпопуланской провинции (Гасконь). В перечень спутников Клара (или Севера) могли быть включены имена местных святых, о жизни которых не сохранилось сведений. Так, Юстина исследователи отождествляют с пресвитером Юстином, чья гробница, по свидетельству Григория Турского, находилась в области Бигор. Гробница святого Геронтия в Средние века почиталась в селении Ажетмо (современный департамент Ланды). Исследователи полагают, что епископ Сабин, якобы ставший преемником Клара в Колонии, – это Сабин, епископ Альби, присутствовавший на Агатском соборе. Легенда о христианских проповедниках, которые были направлены в Галлию из Рима и основали епископские кафедры, засвидетельствована источниками с V–VI вв. Григорий Турский утверждал, что семь «апостолов Галлии» жили в середине III в., и в то же время писал, что святой Сатурнин был послан «учениками апостолов». Согласно сочинениею «О таинстве Святой Троицы» Кесария Арелатского, Сатурнина и трёх других святых направили в Галлию ученики апостолов, а в «Мученичестве святого Дионисия» утверждается, что инициатором миссии был епископ (папа) Римский Климент (I). Предание о проповедниках, прибывших из Рима, получило распространение в средневековой агиографии, было дополнено новыми деталями, часто фантастического характера. С середины IX в. св. Марциала Лиможского считали учеником апостола Петра, в XI в. вопрос о признании апостольского достоинства Марциала стал предметом полемики. Скорее всего, как полагают исследователи, агиографические сказания о святых Сатурнине и Марциале послужили образцами для Мученичеств Клара и Севера. Легендарные сведения о Кларе получили развитие в XVII в. в трудах французских авторов, которые пытались дополнить средневековые сказания, нередко выдавая собственные умозаключения за исторические факты. Согласно «Галльскому Мартирологу» Андре дю Соссе (епископ города Туль в 1655–1675 гг.), Клар был рукоположён в Риме папой Анаклетом I (традиционная датировка понтификата – с 80 по 92 гг.). Сначала святой проповедовал в Кёльне, затем направился в Аквитанию. Жителей города Перигё, обращённых в христианство св. Фронтоном, Клар укрепил в христианской вере, положив конец эпидемии чумы. Андре дю Соссе не сообщает о проповеди святого в Колонии и в Альби, но упоминает, что он был казнён в Лектуре. Предание о посещении Кларом Перигё изложено также в чтениях из бревиария епископства Сарла (1677 г.). Антуан Даден де Отсер (1602–1682 гг.) в «Истории Аквитании» повторил утверждение о рукоположении Клара папой Анаклетом I, но датировал его миссию 104 г.

 



 
PR-CY.ru