КИПРИАН - Страница 3

Чудеса удостоверены священниками Воскресенской церкви Леонидом Смирновым и Александром Тихомировым и настоятелем храма в селе Лежневе Дмитрием Капацинским, проводившими дознания. В начале 1937 г. священнослужители просили у Иваново-Вознесенского епископа Бориса (Воскобойникова) разрешения на перенос мощей Киприана из закрытой к тому времени Воскресенской церкви в действующий храм. Архиерей дал благословение, но перенесение не состоялось. 20 февраля 1938 г. комиссия по ликвидации мощей Ивановского облисполкома вскрыла гробницу Киприана и изъяла мощи святого. Икона и металлическое надгробие были переданы в Центральный антирелигиозный музей, мощи поступили в Ивановский институт судебной медицины, откуда предполагалось передать их в Москву (Государственный архив Российской Федерации). Это было одно из последних мероприятий по вскрытию мощей в СССР. Ныне местонахождение мощей Киприана исследователям неизвестно. Канонизация Киприана подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых (празднование установлено в 1982 г.) и в Собор Ивановских святых (празднование установлено в 2000 г.). Святой прославляется в 11-м икосе акафиста Ивановским святым и в стихирах службы Собору Ивановских святых. В окрестностях села Воскресенского почитается родник, который местные жители называют «ключиком блаженного Киприана». В иконописных подлинниках XVIII в. – 1830 гг. под 6, 7 и 22 июля приводятся разные варианты описания облика Киприана: «...Подобием рус изчерна; власы с ушей повились, брада подоле Богословли (Иоанна Богослова) раздвоилась, в свите зелёной, ноги босы, руце молебныя»; «...скуд брадою, плешив, наг»; «брада черна, раздвоилась, подоле Богословли, власы с ушей повились, ноги босы, руце молебны» (Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Библиотека Академии Наук). Изображение Киприана сохранилось в одной из групп русских подвижников XVII в. в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Первоначальная живопись в академической манере конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия поновлялась и прописывалась в 1970 гг. и около 2010 г. Киприан написан крайним справа в профиль в мантии и клобуке, с седой окладистой бородой, его пальцы сомкнуты ниже груди. В конце XX – начале XXI вв., после официальной канонизации Киприана, появились его иконы, выполненные в традиционной стилистике. Он представлен в композициях Соборов Владимирских и Суздальских чудотворцев, в частности, в Покровском монастыре Суздаля (на одной из икон – Киприан в коленопреклонённой молитве перед группой святителей). Как правило, Киприан изображён в верхних рядах слева в светлой рубахе как средовек с бородой средней величины, густые волосы взлохмачены. Кроме того, образ блаженного встречается на иконах «Собор Иваново-Вознесенских чудотворцев», например, работы палехских мастеров (2011 г., Преображенский кафедральный собор в городе Иваново).



 
PR-CY.ru