КИПРИАН - Страница 2

По свидетельству А. Фёдорова, «и в помянутом селе над гробом того блаженаго Киприана ныне ни молебнов, ни панихид (по показанию того села священнослужителей) не отправляют, а гроб его видится в придельной церкви под помостом церковным». Могила Киприана была известна как «погребок». В описи Воскресенской церкви 1817 г. о ней значится следующее: «Под деревянным полом Покровского придела есть выход каменный, где погребено тело трудившегося в тех местах Киприяна, и сделана под ним гробница для совершения панихид в память усопшего». Более подробное описание «погребка» дал в конце XIX в. владимирский краевед Николай Семёнович Стромилов. По его записям, северная, западная и южная стены усыпальницы были стенами самого храма. «Посередине западной стены сохранялась впадина с аркой, которая, по-видимому, некогда была дверью в усыпальницу... В северной стене близ западного угла имелось оконце с железной решёткой, в которое видна могила Киприана. Напротив окна была установлена лестница, по которой прихожане через подъёмную дверь могли попасть в усыпальницу. Восточная стена была выложена из дикого неровного камня. Потолком «погребка» служил деревянный пол Покровского придела. В восточной части усыпальницы стоял склеп, основанием которого являлись еловые брусья, на которых были установлены две боковых и две поперечных доски каждая толщиною в вершок, скреплённые железными скобами, и венчала которые дубовая доска». В последней трети XIX в., по свидетельству архиепископа Димитрия (Самбикина), ежегодно накануне 2 октября в Воскресенском храме совершалось торжественное всенощное бдение в честь священномученика Киприана, тезоименитого святого Киприана. В самый день праздника собиралось множество людей, чтобы служить панихиду по Киприану. К этому дню была также приурочена местная ярмарка. По свидетельству архиепископа Димитрия (Самбикина), остров, где подвизался отшельник, назывался Киприановской пустынью, а ямы и овраги в окрестностях села крестьяне именовали пещерами Киприана. В 1915 г. по инициативе священников, служивших в Воскресенской церкви, была начата запись чудес от мощей Киприана, последнее чудо записано в феврале 1919 г. Рукопись была изъята при обыске в марте 1936 г. у Иваново-Вознесенского митрополита Павла (Гальковского), хранится в архиве Управления федеральной службы безопасности России по Ивановской области (опубликовано на сайте Иваново-Вознесенской епархии). В рукописи зафиксировано около 35 чудес, в том числе много случаев исцеления детей от испуга. Обычно больные отправлялись к месту погребения святого, «брали песочек у окошечка» или масло из лампады. По свидетельству местных жителей, святой наказывал за неблагоговейное отношение к святыне. Крестьянка М. Овсянникова почистила песком с могилы святого самовар, после чего «у неё свело руки»; исцеление она получила у мощей Киприана, который сам ей явился в тонком сне.

 



 
PR-CY.ru