КСЕНИЯ - Страница 2

Издатель Жития, Т. Ниссен, отметил наличие в тексте параллелей с «Деяниями апостола Павла и Фёклы», а также общих черт с другими апокрифическими деяниями апостолов и с античными романами: слуги, которые помогают в бегстве своим хозяевам; корабль в порту, готовый к отплытию; собрание множества людей в день кончины, которые становятся свидетелями чудес; славословие и благодарение Богу в конце повествования. Автор Жития – уроженец Милас, был, как полагают исследователи, современником описываемых событий и заботился о славе своего родного города. В X в. Житие Ксении было переработано Симеоном Метафрастом; Феодор Метохит (ум. в 1332 г.) составил Похвальное слово Ксении, известное исследователям по рукописи XV в. Исследователи полагают, что изначально на основе сообщения из Жития, что Ксения почила в день памяти Ефрема Миласского, память святой совершалась 18 января, о чм свидетельствуют Минологий императора Василия II (первая четверть XI в.), Типикон Великой церкви (IX–X вв.) и другие византийские Синаксари XI–XIV вв. Однако, поскольку в этот же день отмечалась память святителей Афанасия I Великого и Кирилла Александрийского, в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца X в.) поминовение Ксении обозначено под 24 января. Впоследствии под этим числом память Ксении закрепилась в греческих церковных календарях, а оттуда перешла в славянские стишные Прологи и в Великие Минеи Четьи. Метафрастическая версия «Жития и подвижничества святой и блаженной матери нашей Ксении» сохранилась на грузинском языке во многих средневековых рукописях, хранящихся как в Грузии, так и в коллекциях монастыря великомученицы Екатерины на Синае и Иерусалимской патриархии (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе). В копто-арабском Синаксаре (XIII–XIV вв.) и его эфиопской версии память Ксении помещена под 29 тубаха /тэра (24 января). Краткое сказание отличается некоторыми деталями от греческой версии. В нём говорится, что Ксения была с детства весьма благочестива и стремилась к монашеству: живя в Риме, она часто посещала женскую обитель, читала рассказы об отшельниках, заботилась о пропитании нищих, помогала заключённым. Накануне свадьбы Ксения упросила мать отпустить её попрощаться с сёстрами монастыря, сама же с двумя служанками, взяв драгоценности, отправилась на корабле на Кипр. Там Ксения встретила св. Епифания (возможно, имеется в виду Епифаний Кипрский (около 315 – 403 гг.)) и рассказала ему свою историю. Епифаний привёз её в Александрию, где во сне Ксении явился апостол Павел и дал наставления. На следующий день она пошла к св. Феофилу (вероятно, Александрийский архиепископ Феофил I (384–412 гг.)), который постриг её в монахини. Продав имущество, Ксения построила церковь во имя архидиакона первомученика Стефана, и вскоре вокруг неё собрались благочестивые девы. Ксения подвизалась в строгой аскезе больше 20 лет и после непродолжительной болезни с миром отошла ко Господу. В западных церковных Календарях память Ксении не обозначена. В начале XVII в. Ф. Феррари включил Ксению в перечень местночтимых святых, отсутствующих в Римском Мартирологе. Изображения Ксении известны исследователям в лицевых рукописных и настенных минологиях. Одно из древнейших сохранилось в Минологии Василия II (первая четверть XI в.), где она представлена лежащей на смертном одре в иноческом одеянии. Многие изображения, по мнению исследователей, объединяют эту Ксению и мученицу Ксению (память 18 января) – святая в монашеском облачении изображена под 24 января; она держит в руке крест, как на миниатюрах из Минология XIII в., из Минология на год с циклами двунадесятых праздников и Житием Димитрия Солунского 1322–1340 гг., а также в монументальных циклах – в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318 гг.), Македония, в церкви Успения монастыря Трескавец близ Прилепа (около 1340 г.), Македония, в нартексе церкви Вознесения монастыря Дечаны (около 1348 г.).

 



 
PR-CY.ru