КСЕНИЯ

КСЕНИЯ (вторая половина V в.) – диакониса, преподобная Миласская (память 24 января). Согласно анонимному греческому Житию, Ксения, которую в миру звали Евсевией, была единственной дочерью знатных и благочестивых римских граждан. Когда она достигла надлежащего возраста, родители решили выдать её замуж за богатого юношу благородного происхождения. Ксения же настолько возлюбила Христа, что желала всю жизнь оставаться девой. Скрывая своё намерение от родителей, которые не одобрили бы её выбора, Евсевия тайно через рабынь раздавала своё имущество нуждающимся, а когда настал день свадьбы, она с двумя верными служанками переоделась в мужскую одежду и, взяв необходимые средства, покинула дом. Три девы прибыли на корабле в Александрию, а оттуда – на остров Кос, где поселились в небольшом доме. Евсевия велела служанкам никому не рассказывать о её происхождении и отныне именовать её Ксенией (в переводе с греч. – чужестранка). Женщины горячо молили Бога, чтобы Он послал им духовного наставника и руководителя в деле спасения. Однажды они встретили пресвитера Павла, игумена небольшого монастыря во имя апостола Андрея Первозванного. Вместе с Павлом Ксения и её рабыни отправились на его родину в город Миласы (ныне Миляс, Турция) в Карии и поселились там в небольших домах недалеко от храма. Вскоре Ксения приобрела эти постройки, воздвигла церковь во имя архидиакона первомученика Стефана и устроила женскую обитель, духовным руководителем которой стал Павел. После кончины Миласского епископа Кирилла его преемником был избран Павел, который вскоре посвятил Ксению в диакониссы. Она вела строгую подвижническую жизнь, вкушая раз в два или три дня немного хлеба с пеплом из кадильницы, смоченного слезами (ср.: Пс. 101:10), а иногда и всю неделю оставалась без пищи. Ночи Ксения проводила в молитве и покаянном плаче. Она скрывала свои духовные подвиги от других инокинь и считала себя худшей из всех. В день памяти Миласского епископа Ефрема, когда епископ Павел со всем клиром отправился в селение Левка, где почивали мощи святого, Ксения призвала сестёр обители и объявила о своей скорой кончине. Дав последние наставления, Ксения горячо молилась Господу в церкви. Две служанки, тайно наблюдавшие за ней, внезапно увидели в церкви свет, подобно молнии, и почувствовали благоухание, а когда вошли в храм, то нашли Ксению уже отошедшей ко Господу. В час её кончины посреди дня над обителью показался венец из звёзд, внутри которого был крест. Паломники, находившиеся в это время в Левке, также увидели знамение и спрашивали, что оно означает. Тогда епископ Павел, духовно уразумев значение этого явления, объявил о кончине Ксении. Вернувшись в город, епископ при большом стечении народа и священнослужителей перенёс останки Ксении в центр города, при этом венец с крестом продолжал пребывать над гробом. Всю ночь тело святой оставалось посреди города, и многие больные получили тогда исцеления. После погребения Ксении знамение на небе исчезло. Вскоре отошли ко Господу и служанки Ксении, одна из которых перед смертью рассказала насельницам обители об истинном происхождении своей госпожи и о её жизни до прихода в Миласы. Спустя немного времени почил и епископ Павел, который прославился пред Богом тем, что ещё при жизни изгонял бесов и исцелял больных. Похоронен он был в церкви апостола Андрея в своём монастыре. Архиепископ Филарет (Гумилевский) считал, что Ксения скончалась не позднее 457 г., однако данное мнение исследователи считают необоснованным.

 



 
PR-CY.ru