КРИСКЕНТ - Страница 3

В Мартирологе монаха Узуарда (ум. в 876 г.) поминовение Крискента указано под 27 июня; в кратком сказании, составленном на основе Мартиролога Адона, о Крискенте говорится как об ученике апостола Павла, проповеднике христианства в Галлии и в Галатии. В этом виде сказание о Крискенте приведено под 27 июня в рукописях второго семейства Мартиролога Адона (вторая половина IX в.) и в мартирологах, составленных Ноткером Заикой (конец IX в.), св. Германом из Райхенау (около 1040 г.) и др. В календарях IX–XII вв. апостола Крискента нередко смешивали с мучеником Кресцентом, пострадавшим, согласно Мартирологу Иеронима, в Кордове (Испания). Из-за противоречий в средневековых мартирологах поминовение Крискента в Римском Мартирологе было указано под 27 июня (с кратким сказанием, основанным на тексте Узуарда) и под 29 декабря как первого епископа Вьенны. Упоминание под 27 июня о том, что Крискент принял мученическую смерть в Галатии при императоре Траяне, исследователи считают необоснованным предположением кардинала Цезаря Барония. В действующей редакции Римского Мартиролога поминовение Крискента отсутствует. Под 21 бармуда (16 апреля) память Крискента как мученика упоминается в календаре копто-арабского писателя Абу-ль-Бараката (ум. в 1324 г.). Память Крискента вместе с памятью апостолов Силы, Силуана, Епенета, Аристарха, Аристовула и Иуды представлена под 24 хротицем (30 июля) в армянском Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.). Исследователи находят примечательным, что в издании Житий Димитрия Ростовского под 4 января и под 30 июля воспроизводятся сведения о Крискенте, представленные в Римских Мартирологах. Именно западная агиографическая традиция почитания Крискента как первого епископа города Вьенна в Галлии в большей степени соответствует содержанию библейского текста и отражает древнее предание (на фоне остальных версий она кажется исследователям наиболее правдоподобной). В греческом руководстве для живописцев – Ерминии иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) – Крискент (назван Криск) упоминается предпоследним в числе апостолов от 70 с рекомендацией изображать его старцем с остроконечной бородой. В русском сводном иконописном подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова описание облика Крискента содержится под 30 июля и 4 января. В первом случае о Крискенте сказано: «...Подобием надсед, власы с ушей, брада гораздо короче Иоанна Богослова, ризы апостольские, в руках книга и омофор, ноги в сандалиях», во втором – возрастная характеристика отсутствует, перечень одежд и атрибутов тот же. В составленном Виктором Доримедонтовичем Фартусовым руководстве для иконописцев (СПб., 1910 г.) Крискент – «типом римлянин… со средней величины бородой, с проседью, волосы коротки; в фелони и омофоре». Исследователи отмечают, что отдельные изображения Крискента (не в составе Собора 70 апостолов) достаточно редкие; в минейных циклах под 30 июля обычно изображаются апостолы Сила и/или Силуан (как, например, в греко-грузинской рукописи конца XV в., Российская национальная библиотека).



 
PR-CY.ru