КОСТЕЛЬНИК Гавриил Фёдорович - Страница 5

В 1933 г. решением митрополита Андрея Шептицкого Г.Ф. Костельник был переведён из Преображенской церкви в кафедральный собор св. Юра в качестве проповедника под надзором епархиальных властей (однако в штате клириков собора он не значился). В 1930 гг. Г.Ф. Костельник мог публиковать в церковной печати только сочинения, пропущенные епархиальной цензурой; действовали полицейские ограничения и по изданию его работ в светской печати. Из богословских работ Г.Ф. Костельника, появившихся в этот период, наибольшее значение, по мнению исследователей, имеет серия статей, изданных в 1936 г. во львовском литературно-научном журнале «Дзвони», а затем вошедших в сборник «Arсana Dei: Пути веры современного человека» – своеобразный катехизис, предназначенный для украинской интеллигенции. Однако подавляющая часть работ Г.Ф. Костельника не могла в это время увидеть свет и писалась без надежд на публикацию. Полемика вокруг «Спора об эпиклезе…» и последующая реакция на статью в Риме и во Львове ещё больше убедили Г.Ф. Костельника в правоте его дела. Продолжая изучение истории церкви, он написал такие работы, как «Кирилл и Мефодий – проклятые святые» (1929 г.), «Апостол Пётр и Римские папы» (1931 г.), «Учение Христа о Церкви» (1932 г.), «Развитие папства в первые пять веков» (1933 г.); эти сочинения были опубликованы только после 1946 г. Важным этапом в эволюции взглядов Г.Ф. Костельника имели историко-богословские работы «”Безошибочность” папы и Римской Церкви» (1935 г.), «Возрождение Церкви» (1935 г.), «Примат латинской Церкви и униатские Церкви» (1936 г.). В 1936 г. в работе «Как римские теологи воюют» в ответ на статью римско-католического священника Яна Урбана «Вопрос без ответа» была изобличена методология латинян в полемике с православными. В полемических трудах, созданных в середине 1930 гг., Г.Ф. Костельник пришёл к заключению о еретичности или ложности таких католических доктрин, как учение о примате Римского епископа в церкви; учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» (Filioque); учение о непогрешимости Римского епископа; учение о непорочном зачатии Пречистой Девы; учение о бесквасном хлебе (облатках) и практика их использования в евхаристии; отсутствие эпиклезы в мессе; учение о нерасторжимости брака, за исключением прелюбодеяния. Кроме того, он считал неправославными по существу праздник Тела Христова и праздник Сердца Христова, а также был против почитания св. Иосифа Обручника как наибольшего святого в церкви. Неевангельской он называл практику обязательного целибата духовенства (таким образом, считал еретическими и ложными наиболее значимые католические нововведения, появившиеся после разделения церквей). Касаясь оценки христианских конфессий и их перспектив осуществить историческую миссию церкви, Г.Ф. Костельник в статье «Возрождение Церкви» отмечал, что католическая церковь не в состоянии выполнить свою историческую миссию, ибо находится в состоянии «вечной революции», возникшей после отпадения от православия и оторвавшей от неё протестантов, англикан, старокатоликов, а также униатов в Америке и в Европе.

 



 
PR-CY.ru