КОСМА МАЮМСКИЙ - Страница 12

Место расположения, привычное для изображений евангелистов (в парусах центрального купола) продиктовало иконографию песнотворцев как авторов, представленных в процессе написания своих сочинений. Косма Маюмский с остроконечной, раздваивающейся на конце длинной бородой, голова покрыта куколем, складки которого напоминают тюрбан, сидит перед столиком, на коленях книга, в которой он пишет, окуная калам в чернильницу (во внешнем нартексе монастыря Хора над аркасолием помещены медальоны с полуфигурами Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина по сторонам от образа Богоматери Влахернитиссы). Вместе с Иоанном Дамаскином Косма Маюмский также изображён пишущим на фреске монастыря Хумор, Румыния (1530–1535 гг.). В росписях храмов, начиная с церкви великомученика Пантелеимона в Горно-Нерези, фигуры гимнографов, в том числе Космы Маюмского, монаха лавры Саввы Освященного, связаны с монашеской тематикой. Изображение Космы Маюмского работы Мануила Панселина сохранилось на Афоне в монастыре Протат в Карее (около 1290 г.) – в рост, с непокрытой головой, в левой руке свиток, правой благословляет; в парекклисионе Евфимия Великого базилики великомученика Димитрия в Фессалонике (1303 г.) его полуфигура помещена на арке колоннады в паре с Иоанном Лествичником, ещё одну пару составляют преподобные Иоанн Дамаскин и Феодор Студит. Монашеская тематика подчёркнута и в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, (1317–1318 гг.), в нартексе которой в северо-западной части западной стены, в нижнем ярусе росписи, образы трёх монахов-гимнографов (Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца) помещены рядом с традиционно монастырским сюжетом «Явление ангела Пахомию Великому». В ряду преподобных Косма Маюмский изображён, например, в церкви Честного Креста в Пелендри, Кипр (третья четверть XIV в.), в церкви Пресвятой Богородицы Хриселеусы в Эмбе, Кипр (конец XV в.) и в др. Расположенный в нижнем ярусе росписи «чин» гимнографов в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1294/1295 г.) – преподобные Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин (сохранилась нижняя часть фигуры) и Иосиф Песнописец (каждый держит развёрнутый свиток в правой руке, Косма Маюмский указывает перстом левой руки на текст в свитке) – обращает на себя внимание исследователей тем, что находится под композицией «Премудрость созда себе дом». Аналогичное размещение исследователи встречают и в русском памятнике – церкви Успения на Волотовом поле близ Великого Новгорода. Кроме того, в «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота Косме Маюмскому предпосланы слова: «…Говорит: премудрость, слово и сила Сын, сый Отчий». Примеры изображения «чина» песнотворцев представлены и в миниатюрах лицевых рукописей: например, в Октоихе конца XII в. из университетской библиотеки в Мессине (Италия) – Косма Маюмский входит в состав четырёх гимнографов. По наблюдению Ольги Владимировны Овчаровой, близкие к фреске в церкви великомученика Пантелеимона в Горно-Нерези образы гимнографов включены в состав монашеского ряда на миниатюрах «Слава Богородицы» с изображением святых по чинам, которые иллюстрируют Слово на Зачатие Богоматери в рукописях Гомилий Иакова Коккиновафского (первая половина XII в.). Литургические гимны и Слова, прославляющие Пресвятую Богородицу, стали основой для композиций ряда русских икон Божьей Матери, в которые включены образы гимнографов – Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского с присущими им атрибутами – свитком с творением в честь Пресвятой Богородицы.

 



 
PR-CY.ru