КОСМА МАЮМСКИЙ - Страница 11

В Боянской церкви Николая Чудотворца, Болгария (между 1156 и 1188 гг.) фигуры Космы Маюмского (сохранилась частично) и Иоанна Дамаскина расположены парно на южном и северном склонах (соответственно) западного свода, фланкируя композицию «Распятие»; текст на свитке Космы Маюмского, а также надписи, индентифицирующие образ, не сохранились, в данном случае логику размещения здесь этого гимнографа, по мнению исследователей, подтверждают его труды составителя песнопений Великого четверга и Великой пятницы, а также канона на Воздвижение Креста Господня. Та же схема повторена в росписи трапезной (вторая половина XIII в. – по А. Орландосу, последняя четверть XIII в. – по И. Коллиасу) монастыря апостола Иоанна Богослова на Патмосе. В церкви Пресвятой Богородицы Амасгу близ Монагри, Кипр (конец XII в.) Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин представлены на восточном склоне арки, рядом с композицией «Введение во храм Пресвятой Богородицы». В церкви Николая Чудотворца в селе Манастир близ Прилепа, Македония (1271 г.) гимнографы (Косма Маюмский в составе четырёх фигур) помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», тексты в их свитках отражают тему Боговоплощения. Данный композиционный принцип размещения гимнографов – рядом со сценами воспетых ими праздников, известен исследователям и в иконописи, например, на византийской иконе «Успение Пресвятой Богородицы, с избранными святыми в клеймах» (конец XIV – середины XV вв., Музей Павла и Александры Канеллопулос, Афины). «Ерминия» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота в части рекомендаций по росписи храма предписывает изображать гимнографов в четвёртом ярусе сверху наряду с мучениками, иерархами «в остальных местах», кроме алтаря и клиросов, т.е. в центральной и западной частях наоса. Так, в одном из ранних по времени создания памятников – росписи церкви великомученика Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164 г.), образы пятерых песнотворцев находятся в центральном пространстве храма – на северной стене в северном рукаве креста (в порядке следования от алтаря: Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Феофан Начертанный, Иосиф Песнописец), причём они соотнесены с изображениями великих монахов-подвижников в южном рукаве; в свитке Космы Маюмского – начало первого тропаря пятой песни канона Великого четверга. В близкой по времени росписи кипрской церкви Панагии Аракос близ Лагудеры (1192 г.) образы песнотворцев уже перемещены в зону вимы: поясные в медальонах парные изображения Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина с развёрнутыми вверх свитками фланкируют Мандилион на склонах арки алтарной конхи. В виме Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин изображены ещё в одной кипрской церкви монастыря Святого Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) близ Платанистасы (1494 г.). В зоне вимы – на западном склоне южной подкупольной арки (напротив Иоанна Дамаскина на противоположной арке) – в церкви Панагии Кумбелидики в Кастории, Греция (1260–1280 гг.). В сохранившейся фрагментарно росписи храма монастыря Давидовица, Сербия (1280 гг.) был впервые представлен ещё один вариант расположения гимнографов в системе декорации храма. Он повторен в южном парекклисионе монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (около 1316 – 1321 гг.), где образы преподобных Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца и Феофана Никейского помещены в парусах купола.

 



 
PR-CY.ru