КОРНИЛИЙ, Конон Гордиевич - Страница 4

В настоящее время в летний период мощи Корнилия пребывают в Никольском храме, у северной стены, зимой – в Благовещенской церкви, за левым клиросом. В Смоленской церкви также установлена резная золочёная рака, изготовленная в 2007 г. попечением ктитора Никольского монастыря Виктора Ивановича Тырышкина. Несмотря на то что Корнилия почитали в Переславле-Залесском с конца XVII в., древних его икон не сохранилось. Первый образ преподобного был создан, по мнению исследователей, в 1714 г. Судьба образа, написанного на крышке его гробницы, исследователям неизвестна. Одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений Корнилия исследователи встречают на иконе «Переславские святые» второй половины XIX в. (Переславль-Залесский историко-художественный музей-заповедник): преподобный представлен в рост крайним справа в ряду с преподобным Никитой Столпником, преподобным Даниилом Переславским и благоверным князем Андреем Смоленским. В иконописных подлинниках XVIII–XIX вв. под 2 августа и 22 июля указано, что Корнилия надлежит изображать в монашеской одежде, в схимническом куколе, русым, «аки Козма», и кудреватым; борода его с проседью, небольшая, по форме как у св. Иоанна Предтечи. Изредка образ Корнилия включали в композицию «Собор русских святых», например, на иконе первой половины XIX в. из моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге (музей истории религий); Корнилий – в правой группе преподобных с непокрытой головой, надпись на нимбе: «п Корнилiи Борисоглебск». В крупных художественных программах его образ присутствует в церковной стенописи: например, в виде схимника с седой окладистой бородой – в галерее русских святых, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия конца 1860 – 1870 гг., поновление – 1970 гг., около 2010 г.). В конце XX – начале XXI вв. получили распространение иконы Корнилия нескольких иконографических изводов. Наибольшей известностью среди исследователей пользуется ростовой образ святого над ракой Корнилия, выполненный в строгом соответствии с характеристикой в подлинниках (2000 г., иконописец инокиня Екатерина (Омельченко), мастерская переславль-залесского Никольского женского монастыря). Святой написан с небольшой русой бородой; он в монашеской мантии и схимническом куколе, руки крестообразно сложены на груди. Подобное изображение находится и в местном ряду современного иконостаса Благовещенской церкви Никольской обители. В монастырской иконописной мастерской созданы и поясные иконы Корнилия похожей иконографии. Современные иконописцы изображают Корнилия и в сонме Переславских чудотворцев. Наиболее близким к иконографической традиции XIX в. исследователи считают образ, написанный в 1990 гг. Анной Владимировной Зданович в иконописной школе при Московской духовной академии (Сергиев Посад). На иконе «Собор святых земли Переславской» конца XX в. в Троицком соборе переславль-залесского Данилова монастыря Корнилий представлен вторым справа в верхнем ряду. Вариантом этого извода исследователи называют изображение «Собор Переславских святых», где поясной образ Корнилия размещён над ростовым образом князя Александра Невского в левой части иконы. В переславль-залесской церкви князя Александра Невского в местном ряду иконостаса находится образ Корнилия уникальной, по мнению исследователей, иконографии (2010 г., иконописец Валерий Александрович Поляков, Переславль-Залесский). На этой иконе преподобный изображён в рост вместе с переславским протоиереем Евгением Андреевичем Елховским.



 
PR-CY.ru