КОРНИЛИЙ, Конон Гордиевич

КОРНИЛИЙ, Конон Гордиевич (около 1636 – 1693 гг.) – Переяславский, схимонах переславского Борисоглебского на Песках монастыря, преподобный (память 22 июля, 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых). Основные сведения о Корнилии содержатся в Житии святого, известном исследователям в двух редакциях, созданных разными авторами после обретения мощей Корнилия в 1705 г. Первая редакция («Описано о рождении и житии и преставлении безмолвника схимонаха Корнилия») составлена «иеромонахом недостойным» и «многогрешным» Иоасафом; по мнению исследователей, настоятелем Лукиановой пустыни Иоасафом (Колдычевским) и представлена одним списком: Российская государственная библиотека, начало XVIII в. Основными источниками Жития стали сведения, сообщённые его автору самим Корнилием и отшельником Лукиановой пустыни монахом Павлом. Сочинение содержит пространные, написанные прозой и виршами предисловие и послесловие, автор которых убеждает читателя в том, что постоянное изучение Священного Писания есть основа спасения; повести о посмертных чудесах святого отсутствуют. Вторая редакция («Житие и подвиги преподобного отца нашего Корнилия Переславского чудотворца») читается в трёх списках: Российская государственная библиотека, 1780 гг., содержит десять чудес, последнее датировано 17 мая 1717 г.; Переславль-Залесский музей-заповедник, XVIII в., 17 чудес (судя по количеству чудес, именно этот список использовал для публикации Александр Иванович Свирелин; Российская государственная библиотека, вторая половина XIX в., десять чудес). Исследователи предполагают, что автором второй редакции является игумен Варлаам (Высоцкий), духовник царевны Наталии Алексеевны. При жизни Корнилия он был послушником Борисоглебского монастыря, в 1704 г. стал настоятелем обители, участвовал в обретении мощей святого и их освидетельствовании. В Житии кратко излагаются сведения, которые Корнилий сообщил во время предсмертной исповеди своему духовнику иеромонаху переславского Никольского монастыря Варлааму. После Жития следуют повесть «О обретении мощей» Корнилия и чудеса, датируемые первой четвертью XVIII в. Исследователи отмечают, что эта редакция отличается текстологической стабильностью и существенных разночтений не имеет. Конон Гордиевич родился в купеческой семье. В Житии первой редакции сообщается, что «жития его в сем мире 25 лет до монашества, а в монашестве и в безмолвии пребыл 32 лета», из чего рассчитывается предполагаемая дата рождения святого. Первая редакция говорит, что его мать звали Марфой, вторая – Феодорой. Исследователи полагают, что имя Феодора благочестивая женщина получила при пострижении в монастырь в конце жизни. Конон жил в родительском доме до 20 лет, пока отец не стал понуждать его вступить в брак. Пообещав жениться через пять лет, юноша продолжил вести уединённый образ жизни, усердно посещая храм. Вскоре он тайно удалился в Коломну и стал спрашивать «духовных людей», где найти уединённый монастырь. Ему указали Лукианову пустынь в «двадцати поприщах» от Переславля-Залесского. Конон был благожелательно принят настоятелем пустыни преподобным Корнилием и провёл в обители несколько лет под духовным руководством монаха Павла. В первой редакции говорится, что послушник был послан настоятелем по монастырским делам в Переславль-Залесский. После возвращения в Лукианову пустынь он объявил духовнику о желании стать монахом переславского Борисоглебского монастыря. Получив благословение, Конон отправился в Переславль-Залесский, где был пострижен настоятелем обители строителем Сергием.

 



 
PR-CY.ru