КОНЦЕВИЧ Иван Михайлович - Страница 4

Книга «Истоки душевной катастрофы Л.Н. Толстого», изданная в 1960 г., посвящена анализу эволюции религиозных взглядов писателя, которая привела его к отходу от православия и к отпадению от церкви значительного числа его сторонников (см. Толстовство). И.М. Концевич указывал, что Лев Николаевич Толстой со свойственным ему духом самоутверждения претендовал на понимание высших духовных истин, но подходил к этим вопросам исключительно рационалистически, отрицая всякий мистический опыт. Он долго трудился над рационализацией христианства, которая приносила ему «умственное наслаждение», на следующей стадии богоискательства погрузился в изучение восточных религий и пришёл к некой широкой панрелигии с Универсальным Духом, но сам не мог верить в него всей душой. Именно борьба с христианством, с точки зрения И.М. Концевича, принесла Л.Н. Толстому всемирную известность, а в России она подготовила почву для революции. И.М. Концевич излагает альтернативную версию событий, связанных с последними днями жизни писателя. Согласно данной версии, Синод не поручал оптинскому старцу преподобному Иосифу (Литовкину) приехать на станцию Астапово к умирающему Л.Н. Толстому, сам писатель отправил в Оптину телеграмму с просьбой об этом, но этот факт был скрыт от общественности лицами, враждебными церкви. В качестве приложения к книге о Л.Н. Толстом вышло исследование И.М. Концевича «Православие и буддизм». Опираясь на святоотеческую литературу, труды русских религиозных философов XIX–XX вв., он кратко представил основы православного учения и аскезы, а затем сравнивал и противопоставлял их индуистским понятиям: смирение – и самоутверждение, чувство своего могущества; свобода воли, стремление к абсолютному Бытию – и к небытию, к уничтожению личности; борьба с грехом – и стирание грани между добром и злом; добровольное мученичество христианских святых – и принцип непротивления злу. И.М. Концевич писал о пластичности индуизма, о поглощении им буддийских идей и философии, а также о распространённом на Западе неоиндуизме, который заимствовал многое из христианства. В США И.М. Концевич выпускал статьи и читал публичные лекции о русских святых: равноапостольном великом князе Владимире, святителе Димитрии Ростовском, святом праведном Иоанне Кронштадтском, оптинском старце преподобном Макарии (Иванове), письма которого он систематизировал по темам, и др. Основные работы И.М. Концевича были изданы в России уже после его смерти, в 1990 гг.



 
PR-CY.ru