КОНЦЕВИЧ Иван Михайлович - Страница 3

Монография «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси» была задумана как первая часть трилогии, вторая часть должна была быть посвящена преподобному Паисию (Величковскому) и его ученикам, третья – Оптиной пустыни и её старцам. Последние годы жизни И.М. Концевич готовил материалы по истории Оптиной пустыни, в 1953 г. опубликовал очерк «Иеросхимонах Нектарий, последний оптинский старец». Е.Ю. Концевич (Карцева) помогала мужу собирать материал для его книг. Завершить трилогию И.М. Концевич не успел, после его смерти жена и Г.Д. Подмошенский доработали третью часть, которая была опубликована в 1970 г. под названием «Оптина пустынь и её время». Впоследствии она неоднократно переиздавалась, в том числе в 2008 г. в Оптиной пустыни в существенно отредактированном виде. В этой монографии важное место занимает определение и объяснение понятия старчества; по мнению И.М. Концевича, оно не было разработано в богословской литературе. И.М. Концевич связал старчество со служением пророков апостольских времён, для которого нужна не иерархическая степень, а особый благодатный дар, харизма; отстаивал точку зрения, что духовничество родилось из монастырского старчества и является его вторичной формой. В то же время в этом явлении заключается опасность «превышения власти» – псевдостарчества. Книга стала самым крупным опубликованным произведением по истории Оптиной пустыни, представленной здесь, прежде всего, через биографии людей, имевших отношение к обители: знаменитых старцев, настоятелей, Московского митрополита Филарета (Дроздова), Ивана Васильевича и Петра Васильевича Киреевских и др. В оптинских старцах И.М. Концевич видел стяжателей даров Духа Святого в новую эпоху, для которой была характерна измена прежним обычаям и нравам. Он полемизировал с протоиереем Сергеем Ивановичем Четвериковым, Игорем Корнильевичем Смоличем, которые считали, что после преподобного старца Амвросия (Гренкова) оптинское старчество хотя и «не угасло, но не имело прежней силы и славы». И.М. Концевич полагал, что всю полноту благодатных дарований имели и следующие старцы, уменьшилось лишь число верующих; он впервые подробно изложил историю «оптинской смуты» начала 1910 гг. Книга изобилует описаниями назидательных случаев, свидетельствами очевидцев последних лет Оптиной пустыни, в том числе самого автора. Исследователи отмечают, что для произведения характерна художественная образность: автор сравнивает Оптину пустынь с «белым городом-кремлём», поэтически обыгрывает имена оптинских старцев Льва, Амвросия и Нектария. В своих исследованиях И.М. Концевич также затрагивал темы нехристианских религиозных течений.

 



 
PR-CY.ru