КОНЦЕВИЧ Иван Михайлович - Страница 2

В 1952 г. в Париже была издана подготовленная на материале диссертации главная работа И.М. Концевича, книга «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси». Работа над книгой проходила при поддержке Свято-Сергиевского богословского института, предоставившего И.М. Концевичу стипендию, и при помощи Троицкого епископа Серафима (Иванова; впоследствии архиепископ). В том же году И.М. Концевич переехал в США. В 1952–1953 гг. преподавал патрологию в джорданвиллской Свято-Троицкой духовной семинарии. В 1954 г. переехал в Сан-Франциско, а последние годы провёл в городе Беркли, штат Калифорния. В это время И.М. Концевич помогал Братству преподобного Германа Аляскинского в просветительской деятельности, сблизился с его основателями Юджином Дэннисом Роузом (впоследствии иеромонах Серафим) и Глебом Дмитриевичем Подмошенским (впоследствии игумен Герман). Скончался после тяжёлой продолжительной болезни и похоронен в Сан-Франциско. Главной темой исследований И.М. Концевича после знакомства с оптинскими старцами было духовное делание и связанное с ним старчество в истории монашества, прежде всего, русского. В первой, теоретической части монографии «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси» кратко представлены основные проблемы аскетики: борьба со страстями, трезвение, Иисусова молитва, стяжание Духа Святого, святость, обожение; говорится о старчестве как о руководящем начале. Автор доказывает, что к аскетическому пути призваны не только монахи, но и миряне. Во второй, исторической части книги на основе изучения текстов Житий около 80 преподобных отцов и новейшей богословской и исторической литературы рассмотрено практическое воплощение аскетических подвигов в древнем восточном монашестве и на Руси в X–XVII вв. (с кратким обзором XVIII–XX вв.). И.М. Концевич показывает, как различные духовные традиции (в том числе исихазм) через церковных деятелей, паломников, письменность и искусство транслировались с православного Востока на Русь, использовал введённый в оборот Андреем Николаевичем Муравьёвым образ «Северной Фиваиды» и утверждал, что она ничем не уступала своему африканскому первообразу. И.М. Концевич выделил периоды подъёма и упадка духовной жизни в русских монастырях, которые были центрами русской духовной культуры. Упадок монашества вызывал те же процессы в других сферах, например, в иконописи. Наиболее серьёзный кризис, по мнению И.М. Концевича, наблюдался в период империи. Во второй половине XVIII в. началось инициированное схиархимандритом Паисием (Величковским) духовное возрождение, но оно не могло охватить всю страну.

 



 
PR-CY.ru