КОНСТАНЦИЙ II, Флавий Юлий Констанций - Страница 12

Весной 356 г. был созван Собор в городе Беттеры в Галлии (ныне Безье, Франция), на котором уклонившимся от участия в предыдущих Соборах галльским епископам было также предложено подписать осуждение Афанасия Великого. Собор вновь был вынужден согласиться с линией Констанция II; за отказ от неё были сосланы во Фригию епископы Иларий Пиктавийский и Роданий Тулузский. Тем не менее, в течение нескольких лет, пока Констанций II и его сторонники вели кампанию против православия на Западе, Афанасий Великий продолжал занимать свою кафедру. Лишь после того, как большой Медиоланский собор завершился для Констанция II успешно, император получил достаточные законные основания и принял решение удалить Афанасия Великого из Александрии с кафедры. 9 февраля 356 г. арестовать его в храме не удалось: Афанасий Великий скрылся; несмотря на тщательный розыск, в том числе по монастырям Египта, он так и не был найден (Афанасий перестал скрываться только после смерти Констанция II в 361 г.). На кафедру Александрии был возведён лояльный к политике Констанция II Георгий Каппадокиец. В августе 357 г. на небольшом Соборе в Сирмии, вновь под надзором Констанция II и при активном участии Урсакия и Валента была издана вторая Сирмийская формула, превосходящая своими проарианскими тенденциями все предшествующие изложения веры, издававшиеся восточными Соборами. Вторая Сирмийская формула, как было заявлено в ней, преследовала цель окончательно прекратить богословские споры о Святой Троице, начатые Арием, и восстановить мир в церкви. Актами Собора запрещалось впредь для описания отношения Отца и Сына в Святой Троице употреблять понятия «единосущный» и «подобосущный», т.к. этих терминов нет в Священном Писании, и вести дальнейшие споры по этому вопросу. Заявлялось также, что Отец больше Сына во всём. Впрочем, Сын признавался рождённым от Отца и Единородным. На Востоке издание второй Сирмийской формулы было встречено с одобрением. Наиболее влиятельным иерархом Восточной церкви в это время был епископ Евдоксий, который в 357 г. решением Констанция II был переведён с кафедры Германикеи (ныне Кахраменмараш, Юго-Восточная Турция) на Антиохийскую кафедру. В начале 358 г. епископ Евдоксий созвал Антиохийский собор, который одобрил полностью вторую Сирмийскую формулу. В послании к Урсакию и Валенту Евдоксий уведомлял их о своей деятельности и принятии нового исповедания всем Востоком. Однако вскоре часть восточных епископов увидела во второй Сирмийской формуле и действиях епископа Евдоксия возрождение первоначального арианства, о котором больше 20 лет никто не вспоминал и которое осудили раньше. По мнению исследователей, уже в конце 357 г. епископ Георгий Лаодикийский, известный борьбой против Афанасия Великого и неприятием Никейского Символа веры, отсылал послания ко многим восточным епископам, в том числе Македонию Константинопольскому и Василию Анкирскому, с призывом противостоять возрождению арианства и партии крайних ариан аномеев, в симпатии к которым подозревали епископа Евдоксия. Василий Анкирский призвал всех епископов собраться в Анкире (ныне Анкара, Турция) для обсуждения сложившейся в церкви ситуации.

 



 
PR-CY.ru