КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (Василий) Острожский - Страница 11

В 1603/1604 г. князь К.К. Острожский при посредничестве сына Януша и других магнатов-католиков имел контакты с папскими представителями, обещая даже скорое присоединение к унии. По мнению исследователей, эти обещания имели единственную цель – склонить Сигизмунда III к назначению киевским архимандритом кандидата от православных Елисея (Плетенецкого). В 1603 г. король согласился на проведение выборов, на сейме в 1605 г. утвердил кандидатуру Елисея (Плетенецкого). Это была первая важная победа православных в борьбе с униатами, Печерский монастырь остался в руках православных, а униаты только несколько лет контролировали литовские владения монастыря. Несмотря на частичный паралич, который разбил Константина Константиновича Острожского в начале 1604 г., он по-прежнему старался быть активным в общественной жизни. В 1604 г. киевский воевода написал письмо Московскому патриарху св. Иову с жалобой на преследования православных в Речи Посполитой и просьбой о помощи. Константин Константинович Острожский был одним из тех магнатов, кто активно сопротивлялись оказанию помощи властями Речи Посполитой Лжедмитрию I, вероятно, он не желал тогда ухудшения отношений с Россией. Несмотря на то, что князь уже не принимал участия в сеймах, он интересовался тем, что происходило на сеймиках (особенно на волынском сеймике в Луцке). Его заботил вопрос безопасности украинских земель в связи с многочисленными набегами татар в 1604–1607 гг. Он также по-прежнему следил за соблюдением интересов православных. В 1606 г. началось выступление шляхты против Сигизмунда III (рокош Зебжидовского). Константин Константинович Острожский постарался использовать мятеж с целью получения уступок со стороны короля в пользу православной церкви. И хотя он сам не мог принять участия в мятежных съездах, тем не менее, при посредничестве сына Януша ему удалось вынудить короля дать обещания, касающиеся православия. Они воплотились в сеймовом законе 1607 г., были усилены позднее сеймовым законом 1609 г. Закон фактически подтвердил существование православия в Речи Посполитой: среди прочего православным обеспечивалась свобода богослужения, укрепилось положение братств, были прекращены судебные процессы против православных. Однако закон не признал православных епископов. Константин Константинович Острожский скончался в Острожском замке, погребён 27 апреля в замковой церкви Святой Троицы. В музеях России и Украины хранятся несколько разновременных живописных портретов Константина Константиновича Острожского (Исторический музей, Киево-Печерский историко-культурный заповедник, Львовский исторический музей, Житомирский краеведческий музей, Острожский государственный историко-культурный заповедник), восходящих к утраченному прототипу конца XVI в. Они различаются размерами и формой, местом размещения латинской надписи с указанием имени и титула князя. Наиболее ранним исследователи считают написанный маслом на доске овальный портрет из Житомира, предположительно датируемый концом XVII – началом XVIII вв. Подписная копия 1789 г. работы художника Константина Александровича находится во Львове. Из Церковно-археологического музея Киевской духовной академии (в настоящее время в Киево-Печерском историко-культурном заповеднике) происходит вариант, выполненный художником Я.Ф. Сваричевским в 1883 г. с полотна в фамильной галерее поместья Новый Малин (ныне село Новомалин Острожского района Ровненской области).

 



 
PR-CY.ru