КОНСТАНТИН КАХА - Страница 3

Воинам было приказано взять в плен всех князей и отправить в Багдад; конницу и простолюдинов, способных «опоясаться мечом или владеющих оружием», истребить, а тех, кто приняли ислам, отослать к халифу. В 853 г. Буга аль-Кабир, подавив восстание в Армении, вторгся в Грузию. По словам агиографа, «началось гонение великое на христиан во всей стране Картли, и были войны великие, и погибло в них множество христиан, которые подвизались в вере Христовой» («Памятники древнегрузинской агиографической литературы», том 1). Тбилисский эмир Исхак ибн Исмаил ибн Шуаб (в грузинских источниках – Сахак; 830–853 гг.) вышел из повиновения арабскому халифу, его поддержали грузинские властители и вельможи: младший сын царя св. Ашота I Великого Гварам (Гуарам) Мампали (ум. в 882 г.), возглавлявший антиарабский настрой в доме Багратиони; кахетинский князь Самоел (839–861 гг.); западногрузинский (абхазский) царь Деметре II (825–861 гг.); Константин Каха и др. Грузинская сторона пыталась создать широкую антиарабскую коалицию с участием византийцев, хазар и восточных славян (в арабских источниках – сакалибы), августа Феодора призывала грузин в письме «блистать мечами..., дабы заслужить благоволение наше и получить от Христа обещанную славу для творящих добро» («Памятники древнегрузинской агиографической литературы», том 1). Однако Византийская империя и Хазарский каганат воздержались от активных военных действий. 5 августа, в субботу, в короникон 73 (853 г.) Буга аль-Кабир сжёг Тбилиси и казнил эмира Сахака. Тогда антиарабское восстание возглавил царь Деметре II. Решающее сражение произошло близ Кверцхоби (селение на левом берегу реки Чератхеви, территория современного муниципалитета Хашури); грузинские силы потерпели поражение, «погибло их множество» («Матиане Картлисай» («Летопись Картли»), том 1). Как указано в надписи в Атени Сиони, «и того же месяца августа 26-го, в день субботний же, Зирак (арабский военачальник) захватил в плен Каху и сына его Тархуджи» («Корпус грузинских надписей», том 3). Константин Каха отказался принять ислам, его отправили ко двору халифа в вавилонский город Самарру (на территории современного Ирака). Халифу Джафару было известно, какой значимой фигурой для соотечественников был Константин Каха. Он встретил его с почестями и стал уговаривать сменить веру. После очередного решительного отказа Константина Кахи халиф приказал отрубить ему голову. Тело мученика с целью устрашения христиан повесили на высоком столбе. Константина Каху стали почитать как мученика уже на рубеже IX и X вв. В гимнографическом сборнике «Иадгари» Микаела Модрекили (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе) сохранилась служба Константину Кахе. Некоторые исследователи считают Микаела Модрекили её автором, однако другие  исследователи считают, что она могла быть составлена и до X в., поскольку гимнограф включал в сборник не только свои сочинения, но и более ранние гимнографические произведения, как переводные, так и оригинальные. Служба помещена под 22 ноября, содержит стихиры на «Господи, воззвах» и канон, состоящий из восьми песен (без второй), с ирмосами.



 
PR-CY.ru