КОНСТАНТИН КАХА

КОНСТАНТИН КАХА, Костанти Кахи (Кахай), Константин Грузин (Картвели) – грузинский князь (768–853 гг.), вельможа Картли, один из предводителей антиарабского восстания 853 г., великомученик (память 10 ноября). Сочинение «Жизнь и мученичество святого мученика Костанти Грузина, который был замучен цaрём Вавилона Джафаром» было составлено анонимным автором около 853–856 гг. Произведение сохранилось в поздних рукописях (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе, 1733, 1736, 1740, 1748, 1838гг.). Оно упоминается в сочинении грузинского историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони «История царства Грузинского»: «И этот Буга (арабский полководец Буга ал-Кабир ат-Тюрки, в грузинских источниках Буга-Тюрк) пленил Костанти Грузина и отправил в Багдад... и был замучен (Константин Каха) за Христа в год 850, как сказано в Метафрасте (в данном контексте – сборник или отдельное Мученичество)». Автор кименной версии – грузин, живший в Константинополе. Он мог быть либо монахом, подвизавшимся в константинопольском монастыре, либо духовным лицом, служившим при императорском дворе. То, что в заглавии произведения мученик назван «Картвели», говорит о том, что сочинение было написано за пределами Грузии (как, например, Жития преподобного Илариона Грузина, Прохора Грузина и др.). Автор, определяя хронологические рамки подвига Константина Кахи, упоминает царствование византийской августы св. Феодоры, супруги византийского императора Феофила, правившей вместо своего малолетнего сына, византийского императора Михаила III, и отмечает заслуги августы в победе над иконоборчеством, но при этом не указывает никаких грузинских реалий. События, происходившие в Грузии, автор описывает схематично, как современник, а не как очевидец. Письмо св. Феодоры семье Константина Кахи, которое помещено в конце Мученичества, также свидетельствует о близости автора ко двору. Аноним чётко выражает свою политическую позицию: устоять против арабских нашествий Грузия сможет лишь при условии прочного политического союза с единоверной Византией. Вместе с этим автор проводит мысль о том, что по крепости и чистоте своей веры грузины не уступают византийцам и что грузинские мученики являются «утешением» не только Грузинской, но и Вселенской церкви. Во второй половине XVIII в. на основе кименной редакции Мученичества грузинский церковный писатель католикос-патриарх Восточной Грузии Антоний I (Багратиони) составил метафрастическую (расширенную) версию «Восхваление и повествование подвига и страданий святого великомученика мтавара Костантина» и внёс её в свой сборник «Мартирика» (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе, 1769 г.).

 



 
PR-CY.ru