КОНДУКТ - Страница 3

Большинство кондуктов входят в так называемый Magnus liber organi (Большая книга органума) – репертуар школы Нотр-Дам, сохранившийся, в частности, в сборнике середины XIII в. (80 – одноголосных, 129 – двухголосных, 55 – трёхголосных, три – четырёхголосных). Многоголосные, особенно поздние, кондукты сочинялись в технике дисканта, т.е. в модально-мензуральном ритме (подобно клаузуле и мотету, а также дискантовым разделам органума). Однако, если клаузула и мотет производны от органума, кондукт не зависим от него, хотя в технике письма имеет много общего с дискантовыми частями органумов (остинатно-вариационное развитие с опорой на модальную ритмику). Ритмическая интерпретация нотации кондуктов (как одноголосных, так и многоголосных) является предметом споров среди исследователей. В современных транскрипциях преобладает модальная (ритмизованная) трактовка, однако исследователи встречают и ритмически индифферентную нотацию (чёрными нотами без штилей, как это принято в транскрипциях григорианского пения). Форма кондукта в целом определяется строением тенора; обычно она строфическая, по типу секвенций или гимнов. В мелизматических кондуктах, особенно принадлежащих Перотину и его окружению, широко используются полифонические приёмы развития (имитации, канонические секвенции, техника «обмена голосов»). В рефренном кондукте  (кондукте-ронделе, например, «Luto carens et latere» («Отринув грязь пленения») Филиппа Канцлера) повторяются рефренные строки (строка) в конце каждой строфы. Исследователи отмечают, что современные исполнительские версии (реконструкции) известных кондуктов (главным образом, французских) весьма разнообразны: преобладают вокальные, вокально-инструментальные, но встречаются и чисто инструментальные аранжировки (например, для портативного органа). Кроме того, в кондуктах нередки инструментальные каденции (вступительные и связующие между строфами). Как и прочие нелитургические вокальные жанры Средневековья, кондукт предназначен для ансамбля солистов с поддержкой инструментов ad libitum (по желанию). В настоящее время исполнители, в основном, придерживаются модально-мензуральной интерпретации, что исследователям представляется обоснованным с исторической точки зрения; на современного слушателя ритмически ровное исполнение производит впечатление монотонности и плохо согласуется с прикладной функцией кондуктов, сопровождавших шествия. Некоторые кондукты в современной расшифровке имеют явно выраженную модальную ритмику (распространён первый модус), например, «Verbum Patris humanatur» («Слово Отчее вочеловечилось»). По музыкальному стилю кондукты часто похожи на светские многоголосные формы того же периода (рондо, виреле и др.).



 
PR-CY.ru