КОНДУКТ - Страница 2

Несмотря на то что кондукт – это свободная композиция, а не хоральная обработка, её тенор могли сочинять в центонной технике (из отрывков григорианских и светских мелодий). Исследователи встречают и светские мелодии с латинской подтекстовкой, что объясняет присутствие песенных структур в теноре кондукта (симметричное строение часто равновеликих строк с чёткими клаузулами). Тематика текстов преимущественно духовная, связана с различными церковными праздниками, чаще всего с Рождеством Христовым, а также с почитанием Девы Марии. Например, исследователям известен кондукт Перотина «Beata Viscera Marie virginis» («Святое Лоно Девы Марии»; около 1220 г.), многострофный текст которого написан Филиппом Канцлером, главой кафедральной школы собора Нотр-Дам. Светские кондукты писали на важные политические события (коронация монарха, военные победы), в виде сатирических памфлетов (как и некоторые мотеты); кондукты могли быть морализаторскими, погребальными; даже в ХХ в. первая часть Пятой симфонии Густава Малера, написанная в стилистике траурного марша, имеет подзаголовок «Wie ein Kondukt» (нем. – как кондукт). Исследователи полагают, что в качестве процессиональных использовались несложные для исполнения кондукты, прежде всего, одноголосные; для исполнения многоголосных кондуктов, по мнению исследователей, требовались ансамбли искусных певцов-солистов. Исследователи полагают, что от процессиональной функции жанра происходит маршеобразный характер его музыки, иногда с оттенком танцевальности. Кондукты делятся на простые (силлабические) и усложнённые (мелизматические), с чередованием силлабических и мелизматических разделов. Различие кондуктов «с хвостами («cum caudis»; имеются в виду заключительные мелизмы в конце строк/строф) и без» описано в музыкально-теоретическом трактате, известном как «Аноним IV Кусмакера», где автор отдаёт предпочтение мелизматическим кондуктам и указывает их образцы, например, трёхголосный «Relegentur ab area»). Простые кондукты – моноритмические по складу («нота против ноты»). Пример трёхголосного простого кондукта – «Quid tu vides, Jeremia?» («Что ты видишь, Иеремия?»). Теноровая мелодия первой строфы этого кондукта похожа на период повторного строения. Хотя этот склад письма напоминает исследователям хорально-аккордовую фактуру, из-за перекрещивания голосов в узкой тесситуре вертикаль прослушивается слабо, преобладает линейный эффект, на слух воспринимается суммарная мелодия, «выплывающая» из разных голосов. Образец трёхголосного мелизматического кондукта – «Ave maris stella» («Радуйся, звезда морей»). Такой тип кондукта содержит протяжённые распевы одного слога во всех голосах (от 5 до 50 тактов в современной записи), которые чередуются с силлабическими участками. Обычно распеваются первый и предпоследний (иногда также последний) слоги строфы (строки).

 



 
PR-CY.ru