КОНДУКТ

КОНДУКТ (лат. conductus от «conducere» – «вести, собирать, стягивать») – вокальный жанр периода Ars antiquа на латинский рифмованный стих, чаще всего духовного содержания, как правило, в строфической форме. Кондукт мог быть одноголосным или многоголосным (во втором случае – чаще всего с сочинённым заново тенором). Расцвет жанра приходится на вторую половину XII – первую половину XIII вв. Возник на юге Франции (около сотни сохранившихся композиций происходит из Аквитании), получил развитие в школе Нотр-Дам, к кон. XIII в. был вытеснен мотетом; в других странах, в частности в Германии, бытовал и в XIV в., однако новых кондуктов в этот период создавалось мало. Первоначально этим термином могли обозначать вступительные песнопения перед литургическими чтениями (например, в рукописи около 1140 г.). Так, кондукт «Resonet, intonet» («Да откликнется, да отзовётся») исполнялся, как полагают исследователи, во время перенесения Лекционария к месту, предназначенному для чтений. Одна из версий происхождения термина связана с тем, что кондукты могли исполнять во время церковных и светских шествий (в частности, в составе литургических драм). Так, в «Действе об антихристе» (около 1160 г.) упоминается кондукт «Alto consilio», который исполнялся, когда персонаж, олицетворявший церковь, шёл к трону. В «Действе о Данииле», записанном студентами университета Бове, кондукт сопровождает появление на сцене действующих лиц и их уход за кулисы. Другая версия основана на том, что поэтическая форма кондукта – более краткая в отличие от близких по форме гимна и секвенции, получивших развитие в более ранний период. В то же время считается, что кондукты первой половины XII в. представляют собой двухголосные обработки гимнов и секвенций. Этот термин, впоследствии появившийся в нотных рукописях (в качестве рубрики), стал использоваться в музыкально-теоретических трактатах периода Ars antiqua, впервые – в кратком анониме «Discantus positio vulgaris» (около 1240 г.), где кондукт определён как сочинение на стихотворный текст. Позже музыкальные теоретики называют важнейшим признаком жанра свободно сочинённый (т.е. не зависимый от литургического или народно-песенного репертуара) тенор: «Тот, кто хочет сочинять кондукт, сначала придумывает такую прекрасную мелодию, какая только возможна, а потом, используя её как тенор, добавляет дискант» («Искусство мензурального пения» Франко Кёльнского; вторая половина XIII в.). В отличие от мотета, в котором возможна политекстовость, для кондукта характерно использование одного текста (латинского) во всех голосах.

 



 
PR-CY.ru