КОММЕНДА - Страница 3

Папа Лев X (1513–1521 гг.), который до избрания на Папский престол был аббатом-коммендатором монастыря Монте-Кассино, в ходе пятого Латеранского собора издал буллу «Supernae dispositionis» (5 мая 1514 г.), ограничивавшую условия передачи церквей и монастырей в комменду. Несмотря на это, количество монастырей, переданных в комменду, неуклонно росло, особенно во Франции, в Италии и Испании. Для папской власти раздача бенефициев в форме комменды была важным инструментом привлечения сторонников и налаживания отношений с европейскими монархами, особенно в период «Авиньонского пленения пап» (1309–1377 гг.) и последовавшей затем схизмы в католической церкви (1378–1417 гг.). Так, кардинал Эли де Талейран Перигор (ум. в 1364 г.) менее чем за 20 лет (с 1331 по 1348 гг.) получил в комменду десять монастырей. К середине XVI в. во Франции больше тысячи монастырей находились в комменде и лишь около 30 управлялись регулярными аббатами. В Англии и Германии практика комменды была распространена меньше. Часто передача в комменду вела к быстрому материальному и моральному упадку монастыря. Однако в некоторых случаях, когда аббатами-коммендаторами назначались сторонники строгого соблюдения монашеской дисциплины, режим комменды способствовал успешному реформированию общины. Вопрос о борьбе с негативными последствиями практики комменды неоднократно обсуждался в ходе Тридентского собора (1545–1563 гг.). Собор запретил передавать в комменду приходские церкви и другие секулярные бенефиции, а также существенно ужесточил условия передачи в комменду монастырей. Кроме того, для поддержания дисциплины в монастырях, находящихся в комменде, предписывалось назначать приоров, ответственных за духовную жизнь братии. Эти меры позволили отчасти ограничить распространение комменды, однако во Франции, где решения Тридентского собора не были приняты полностью, ситуация изменилась мало. Перед Французской революцией 1789–1799 гг. больше 800 монастырей во Франции находилось в режиме комменды. В XIX в. практика комменды постепенно исчезла. В «Кодексе канонического права» 1917 г. передавать монастырь в комменду разрешалось только кардиналам. В действующем «Кодексе канонического права» (1983 г.) понятие комменды отсутствует. Коммендой также называли административно-территориальную единицу в некоторых духовно-рыцарских Орденах (у тамплиеров, в Мальтийском ордене, Тевтонском (Немецком) ордене святой Девы Марии). Синонимы комменды в этом смысле – командорство, комтурство. Комменда обычно включала замок с церковью и хозяйственными постройками, а также близлежащие селения, иногда объединяла несколько городов. Во главе комменды стоял коммендатор (комтур).



 
PR-CY.ru