КОММЕНДА

КОММЕНДА (позднелат. commenda, от лат. «commendare» – «препоручать», «вверять») – в католической церкви разновидность церковного бенефиция, временная передача на определённых условиях доходов от вакантной должности (аббата, епископа и др.) духовному или светскому лицу. Самым ранним свидетельством существования подобной практики считается упоминание комменды в письме Амвросия Медиоланского (ум. в 397 г.), адресованном некоему Констанцию (по мнению исследователей, епископ города Клатерна, близ Бононии, ныне Болонья): святитель поручал Констанцию попечение над епископской кафедрой города Форум Корнелия (ныне Имола), временно не имевшей собственного епископа («commendo tibi, fili… Ecclesiam, quae est ad Forum Cornelii, quo eam de proximo intervisas frequentius, donec ei ordinetur episcopus»); круг полномочий и обязанностей Констанция не был конкретизирован. О комменде как о достаточно формализованном институте исследователи считают возможным говорить начиная с VI в. В посланиях епископа (папы) Римского Григория I Великого неоднократно встречаются примеры того, как вакантные епископские кафедры, а также кафедры, предстоятели которых тяжело болели или находились в разряде кающихся (пенитентов), передавались во временное управление. Также Григорий I Великий передавал епископские кафедры и монастыри во временное управление архиереям, которые были изгнаны со своих кафедр лангобардами. Практика комменды получила распространение при Меровингах и Каролингах. Франкские майордомы и короли, особенно со времени Карла Мартелла (ум. в 741 г.), используя материальные ресурсы церкви для государственных нужд, назначали аббатами крупных монастырей своих приближённых, нередко мирян, которые пользовались церковными доходами и управляли имуществом, а взамен были обязаны нести службу. Установление контроля светских лиц над церковными бенефициями происходило также из-за распространения системы частной церкви, когда основатель храма или монастыря или его потомки сохраняли за собой право распоряжаться имуществом основанных ими обителей. Уже в каролингскую эпоху высокопоставленные лица имели по несколько церковных бенефициев. Так, Майнцский архиепископ Гаттон (891–913 гг.), советник германского короля Конрада I (911–918 гг.), одновременно был аббатом 12 монастырей. Считается, что первые попытки примирить подобное положение дел с нормами канонического права, согласно которым священнослужителю запрещалось иметь больше одного бенефиция, относятся к IX в.

 



 
PR-CY.ru