КОМЕНСКИЙ Ян Амос - Страница 11

«Всеобщий совет...» состоит из нескольких частей. «Всеобщее пробуждение» (панегерсия) призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, «Всеобщее просвещение» (панавгия) анализирует основные методы по исправлению, «Всеобщая мудрость» (пансофия; другое название «Всеобщее устройство», пантаксия) содержит философское ядро всего произведения – собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Человек – творец, от которого зависит как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. Этому посвящена следующая часть – «Всеобщее воспитание» (панпедия). Она содержит теорию универсального образования и воспитания людей в течение всей жизни на основе равноправия. Первоначальные ступени обучения и воспитания учёный дополнил другими «школами жизни», которые также разделил на этапы развития – «классы». Таким образом, система всеобщего воспитания Я.А. Коменского включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошкольное воспитание), «школу детства» (элементарное школьное обучение на родном языке), «подростковую школу» (среднюю ступень), «школу молодости» (высшее образование). На следующем этапе (в «школе старости») должны преобладать мудрость и жизненный опыт. Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Я.А. Коменский предлагал создать «всеобщий язык» (панглотия), на котором будет развиваться национальная культура. «Всеобщее исправление» (панортосия) завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь, главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Я.А. Коменский подчёркивал связь между самоисправлением каждого человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов. Заключительная часть «Всеобщего совета...» – «Всеобщее поощрение» («Паннутесия») – призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Первые части этого труда (панегерсия – всеобщее пробуждение и панавгия – всеобщее просвещение) были изданы в Амстердаме в 1662 г., рукописи же остальных пяти частей были утеряны и найдены Дмитрием Ивановичем Чижевским только в 1934–1935 гг. в Галле, близ Лейпцига (Германия). Сочинение полностью впервые было издано Чехословацкой Академией Наук в 1966 г. В 1660 гг. шведский учёный Бенгт Шкютте на основе пансофического метода Я.А. Коменского занимался проектом организации европейской науки – созданием Универсальной коллегии в Лондоне (1660–1661 гг.), Универсального университета естественных и гуманитарных наук (1667 г.), Международной Академией Наук в Бранденбурге (1667 г.).

 



 
PR-CY.ru