КАВАД I - Страница 2

В последующие годы Каваду I удалось вернуть под свой контроль арабские племена и Армению, которой он предоставил свободу вероисповедания. Религиозный вопрос при Каваде I оказался одним из важнейших. Ключевую роль в этой области играл приближённый Кавада I Сиявуш, который удостоился титула артештарансалара (главнокомандующего; у Прокопия – адрастадаран салан). Такой титул до Сиявуша имел только мобед Картир в III в. при шахе Шапуре I, когда в Персидской империи проводились религиозные преобразования по укреплению позиций маздеизма как государственной религии. Очевидно, что политика Кавада I воспринималась как некое обновление религиозной жизни Ирана на основе толерантности, равновесия между различными общинами. Особая роль в этом процессе отводилась маздакизму. Если маздеизм и христианство, официально признанные, были древними религиями, то история маздакизма едва насчитывала несколько десятков лет. Учение Маздака (подобно манихейству, распространённому в Иране с III в.) строилось на идее дуализма светлого и тёмного начал и их борьбы во вселенной. Маздакиты стремились к победе света с помощью очищения основ общественной жизни, отказа от собственности и семейно-клановых отношений, проповедовали воздержание и аскетизм в личной жизни, запрет на убийство живых существ и употребление мясной пищи. Маздак был принят Кавадом I и на долгое время стал одним из его приближённых советников. Маздакизм принял один из сыновей Кавада I – Кавус (Фтасуарсан у Феофана; сын жены, которая спасла Кавада I из «Замка забвения»). Вместе с тем со временем для Кавада I и его двора стало очевидным, что чрезмерное усиление маздакизма представляет серьёзную угрозу для разных сторон жизни Ирана – от политической системы до бытовых и культурных традиций. Дальнейшая поддержка маздакизма означала постепенный отказ от маздеизма, веры отцов. Между тем Кавад I стремился поддержать и маздеизм, о чём свидетельствует календарная реформа, проведённая им между 507 и 511 гг. Согласно рассказам византийских хронистов, смена политики Кавада I в отношении маздакизма произошла, когда шах получил сведения о тайной подготовке маздакитами переворота в пользу Кавуса. Около 528 г. Кавад I созвал собрание знати и духовенства в Ктесифоне, на котором присутствовали верховный маг Глоназ и христианский епископ Возан, и тут же приказал своей охране убить проповедников маздакизма во главе с их лидером Индаразаром, а также Кавуса и представителей знати, принявших это учение. Началось массовое преследование маздакитов по всему Ирану, и вскоре их общины были почти полностью уничтожены, книги сожжены, а храмы переданы зороастрийцам или христианам. В конце V в. положение христиан в Иране укрепилось. В 480–490 гг. в Церкви Востока, которая объединяла большинство христиан в Иране, ещё продолжалась борьба между сторонниками и противниками несторианства. Бар Саума, митрополит Нисибинский (457 – 492/495 гг.), добивался принятия несторианства (строгого дифизитства) как основного вероучения, но ему некоторое время противостояла партия епископов во главе с католикосами Бабуем (456–484 гг.) и Акакием Селевкийским (484–496 гг.).

 



 
PR-CY.ru