КАВАД I

КАВАД I (449–531 гг.) – шаханшах Ирана из династии Сасанидов (488–496 и с 499–531 гг.), сын шаха Пероза (Фейруза; 459–484 гг.), погибшего в войне с гуннами-эфталитами в Центральной Азии. Вместе с Перозом в 484 г. погибли семь его сыновей, а главные силы персов были разгромлены. На престол в Ктесифоне взошёл шах Балаш (484–488 гг.), брат Пероза и дядя Кавада, который заключил мир с эфталитами и, как полагают исследователи, отправил Кавада к эфталитам как заложника. Исследователи не исключают также, что Кавад оказался в плену у эфталитов уже в момент разгрома Пероза. В 488 г. Кавад взошёл на престол в результате организованного знатью переворота. Эфталиты поддержали Кавада, и их воины сопровождали его до столицы. На монетах, выпущенных Кавадом I в начале правления, его титул Кай-Кавад указывал на особую связь шаха и древнего легендарного персидского царя Кави-Каваты (Кей-Кобада), основателя династии Кавиев (Кейанидов). Раньше этот титул уже носили Йездигерд II и Пероз. Также на изображениях Кавада I на монетах впервые появилась звезда над головой и два полумесяца над плечами шаха. В VI – середине VII вв. эти элементы будут использоваться всеми наследниками Кавада I. Вскоре после начала правления по приказу Кавада I был казнён глава правительства Зармихр (Сохра), занимавший этот пост при Балаше, организовавший, по мнению исследователей, переворот 488 г. и пользовавшийся слишком большой властью. Тем не менее, за несколько первых лет правления Кавад I так и не смог окончательно укрепиться на престоле. Армяне и некоторые арабские племена отказывались признавать его власть. Согласно сообщениям хронистов, одной из главных причин неудачи первого периода правления Кавада I стал его интерес к религиозному движению маздакизм и покровительство его лидеру Маздаку. В 496 г. Кавад I был свергнут и заключён в «Замок забвения» в Южном Иране, а на престол взошёл его брат Джамасп (Замасп). Спустя два года Кавад I с помощью жены и приближённого Сиявуша бежал из-под охраны, опять обратился за помощью к эфталитам и женился на дочери их царя. В 499 г. он двинулся в сопровождении отряда кочевников на Ктесифон, вынудил Джамаспа отречься и вернул себе власть. Взойдя на престол вторично, Кавад I проявил гораздо более гибкий подход к религиозной политике. Он не отказался от прежней поддержки маздакизма, но, как полагают исследователи, проявлял её в более умеренной форме. В последующие годы в Иране легальным статусом пользовались три вероисповедания: маздеизм (вариант классического зороастризма), маздакизм и христианство (несторианство Церкви Востока). Тем самым Кавад I стремился создать как можно более широкую коалицию общественных сил, прекратить внутриполитическую борьбу в стране и примирить самые разные движения и группы, которые могли бы сплотиться вокруг него. Кавад I не проводил массовых репрессий в отношении сторонников свергнутого Джамаспа и своим великодушием стремился завоевать поддержку оппозиционно настроенной части знати. Дальнейшее правление Кавада I опиралось во многом на успех этой политики.

 



 
PR-CY.ru