КОЭМГЕН, Кевин - Страница 11

Поминовение Коэмгена 3 июня включено во все ирландские календари и мартирологи IX–XII вв. В раннем календаре из Карлсруэ указана память «Коэмгена в Долине», т.е. в Гленн-Да-Лохе. В Мартирологе Оэнгуса Коэмген назван «воином Христа в пределах Ирландии, высоким именем над бурной волной», а в эпилоге автор обращается к Богу: «Спаси меня, Иисус, ибо я – Твой слуга (céle), как Ты спас Коэмгена от упавшей горы». Вместе с другими ирландскими святыми Коэмген упомянут в чине мессы кельтского обряда, сохранившемся в Миссале Стоу, – в покаянной литании в начале мессы и в перечне святых, добавленном к молитве «Memento etiam». В так называемой первой литании ирландских святых перечислены «сорок святых в Гленн-Да-Лохе с благородным священником Коэмгеном». После англо-нормандского завоевания и распространения сарумского обряда литургическое поминовение Коэмгена засвидетельствовано в архиепископстве Дублин; в кафедральном соборе Святой Троицы в день памяти святого совершался оффиций с девятью чтениями. В XIX в. в католическом архиепископстве Дублин память Коэмгена отмечалась как «двойной» праздник первого класса с октавой. В настоящее время поминовение святого 3 июня указано в Римском Мартирологе и в календаре Римско-католической церкви для Ирландии. Центром почитания Коэмгена было церковное поселение Гленн-Да-Лоха, по преданию основанное святым как монастырь. Сведения об истории Гленн-Да-Лохи до IX в. немногочисленны. По данным археологии, в эпоху железного века в горной долине, где впоследствии находилось поселение, периодически вырубали лес, очевидно, под пастбище. Это согласуется с данными Жития Коэмгена, что в долине пасли скот. Признаки земледелия в долине исследователи относят примерно к середине VII в. и, по мнению исследователей, связаны с деятельностью монахов, но крупномасштабное освоение окрестностей началось лишь в IX–X вв. В анналах упоминается о кончине некоего Колмана из Гленн-Да-Лохи (660 г.), епископа Дарьхелла мокку Ретаи (678 г.) и аббата До Хумаэ Конока (687 г.). В латинском Житии св. Молинга (ум. в 697 г.), основателя церкви Тех-Молинг в Южном Лагене (ныне Сент-Маллинз, графство Карлоу), изложено предание о том, что обитатели Гленн-Да-Лохи, услышав о добродетелях Молинга, заставили его возглавить их церковь. Некоторое время Молинг «справедливо, благочестиво и разумно управлял престолом и величайшей парухией святого Коэмгена, а также его градом (Гленн-Да-Лохой) и совершил там множество чудес». По мнению Мак Хавраня, это предание отражает связь между церковными общинами Гленн-Да-Лохи и Тех-Молинга в X в. Исследователь пришёл к выводу, что достоверные сведения о Лагене относятся лишь ко второй половине VIII в. Это записи, заимствованные из анналов, которые, скорее всего, как полагают исследователи, велись в церкви Клуан-Ирард (ныне Клонард, графство Мит). Сведения о Гленн-Да-Лохе включены также в летописные записи IX–XI вв., созданные, по мнению исследователей, в церкви Гленн-Уссен (ныне Киллешин, графство Лишь) и сохранившиеся в позднейших «Анналах Четырёх наставников». Гленн-Да-Лоха представлена в источниках как одна из важнейших церковных общин области Лаген, прославленная чудесами Коэмгена. В числе ритуальных табу (гейсов) правителя Лагена было запрещено не уважать Коэмгена и его церковь.

 



 
PR-CY.ru