КОЛМАН ЭЛО - Страница 10

В «Книге гимнов» предание о явлении св. Патрикия (аналогичный случай произошёл со св. Коэмгеном) приведено как пример чудодейственной силы гимна: каждый, кто утром и вечером произносит хотя бы три последние строфы гимна (по другой версии, хотя бы три строки или даже три слова в смертный час), достигнет Царства Небесного. Согласно Дж. Карни, сначала автором гимна считался Колман Эло, но в IX в. возникло мнение, что гимн был создан при жизни св. Патрикия, который одобрил его и наделил чудодейственной силой. По предположению Дж. Карни, Колман Эло также составил гимн св. Камулаку, схожий с гимном «Audite omnes amantes». Гипотеза об авторстве Колмана Эло получила поддержку Д. Бинчи и других исследователей, считавших, что деятельность Колмана Эло могла способствовать распространению почитания св. Патрикия в Ирландии. Однако Орчард пришёл к выводу, что оба гимна вряд ли были написаны одним лицом, а гипотезу об авторстве Колмана Эло исследователям трудно доказать или опровергнуть. В комментарии к Мартирологу Оэнгуса приведён фрагмент рифмованного латинского гимна, который также приписывали Колману Эло: «Встаю на рассвете, исповедуюсь Господу,/ потому что не всуе уповать на Господа» (вариация на тему Пс. 107:3–4). Колману Эло приписывается аскетический трактат «Азбука благочестия» («Apgitir Chrábaid»), посвящённый основам духовной жизни, воспитанию христианских добродетелей и достижению святости. Трактат написан на древнеирландском языке, заголовки разделов («О том, что следует знать человеку», «Об истинном знании», «О добродетелях души», «О трёх основных заповедях», «О разумнейшем человеке») и отдельные фразы даются на латыни. Сочинение адресовано духовенству («таков обычай клириков» – «is é... costud inna clérchechta») и обитателям церковных поселений: упоминаются монахи («bráithre») и насельники-миряне («manaig»), старцы («sruithi»), а также руководители общины («airchinnech», «secnap»). Нравоучительные сентенции, нередко в форме триад и тетрад, совмещаются с перечислениями грехов и добродетелей. По мнению исследователей, использование параллелизма, градации и асиндетона (понятные слова, не связанные союзом) свидетельствует о влиянии латинской риторики, в то же время трактат имеет сходство с ирландскими гномическими сочинениями, а широкое использование аллитерации указывает на знакомство автора с традиционной филидической поэзией. В большинстве рукописей трактат приписывается Колману Эло, или Мохолмоку (уменьшительная форма имени; «изречения Колмана, сына Беогны, человека Божия»), но в «Жёлтой книге из Лекана» приведена другая атрибуция: «Это Азбука благочестия, её сочинил Фурса». Исследователи полагают, что составители сочинения «Монастырь Таллахт» (IX в.) также считали трактат произведением св. Фурсы (ум. в 650 г.). Ранее «Азбуку благочестия» исследователи датировали VIII в.; В. Халл на основании лингвистического анализа заключил, что трактат мог быть написан Колманом Эло, но впоследствии пересмотрел этот вывод и предположил, что в существующем виде «Азбука благочестия» является компиляцией первой половины VIII в. П. О Нейл отстаивал мнение о том, что трактат составлен единовременно, его автором, скорее всего, был Колман Эло. Согласно П. О Нейлу, основным источником «Азбуки благочестия» были сочинения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (из них заимствованы представления об умеренности в аскезе и о врачевании пороков противоположными им добродетелями («uitia contrariis remediis sanantur»)), отмечены также параллели с описанием монашеского подвига в поэме «Чудо Колума Килле».

 



 
PR-CY.ru