КОЛЛОКВИУМЫ - Страница 4

В частности, в отношении второго положения было разъяснено, что первородный грех лютеране понимают не как актуальный грех каждого человека, но как общее повреждение природы, распространяющееся на всех людей; такое понимание не вызвало возражения у католиков. Кроме того, протестантские теологи признали соответствующим их убеждениям католическое учение о том, что после крещения устраняется лишь формальная часть греха, а именно вина, тогда как материальная часть, т.е. составляющее содержание греха вожделение, появившееся у людей после первородного греха, при крещении не уничтожается. При обсуждении положений 4–6, содержащих учение об оправдании, протестанты согласились отказаться от учения о том, что оправдание совершается «одной верой» («sola fide»), и признали корректной католическую формулировку, согласно которой оправдание формально совершается «освящающей благодатью («per gratiam gratum facientem») и верой», а инструментально – Словом Божьим и таинствами. Касательно положений 7–8 было высказано общее согласие с тем, что в земную церковь входят не только святые, но и грешники, а также с тем, что недостоинство отдельных служителей церкви их звания не лишает саму церковь и церковные таинства благодати. Обсуждая содержание двенадцатого положения, лютеране и католики согласились признать три части таинства покаяния: сокрушение, исповедание грехов и принесение удовлетворения; однако по вопросу о том, необходимо ли принесение удовлетворения для отпущения причитающегося за грех наказания, согласия достигнуто не было. Не удалось достичь согласия также в отношении учения о значении добрых дел (двадцатое положение Аугсбургского исповедания); протестанты согласились с тем, что добрые дела необходимы для спасения и угодны Богу, однако отказались признавать, что они могут рассматриваться как заслуги, которыми приобретается спасение. Связанное с двадцать первым положением учение о святых также стало источником разногласий: протестанты согласились с тем, что святые предстоят на небесах перед Богом, и признали допустимость дней памяти святых, однако настаивали на недопустимости обращения к святым с молитвами. Рассмотрение ещё нескольких положений, касавшихся церковно-обрядовых вопросов и выделяемых протестантами злоупотреблений, имевших место в католической церкви, было отложено до следующих заседаний, на которых рассматривались имевшие такую же тематику семь положений второй части Аугсбургского исповедания. По большинству этих положений достижение согласия оказалось невозможным: протестанты настаивали на необходимости причащения под двумя видами, на допустимости брака для священников, на правомерности упразднения светскими властями епископских судов и монашеских общин. Горячие споры вызвало также учение о евхаристии: лютеране не соглашались принять учение о том, что смысловым центром евхаристии является жертва, приносимая ex opere operato, убеждённым сторонником которого был Иоганн Экк. Поскольку споры не приводили к каким-либо положительным результатам, было принято решение формально завершить коллоквиум. При этом дискуссии между отдельными теологами и поддерживавшими их князьями продолжались до официального завершения Аугсбургского сейма осенью 1530 г.

 



 
PR-CY.ru