КОЛЛИВАДЫ - Страница 4

Основным источником по истории событий второй половины XVIII в. является труд Афанасия Паросского «Изъявление истины о (происшедших) на Святой Горе смутах». В этом сочинении не только подробно излагается история спора, но и содержится разъяснение позиции колливадов по основным вопросам, волновавшим враждующие стороны. Труд в его окончательной форме исследователи относят к первому десятилетию XIX в. Весьма важными источниками исследователи считают также апологетические тексты, составленные, как правило, в форме исповедания веры. Основными сочинениями такого рода исследователи считают «Изложение, то есть исповедание истинной и православной веры» Афанасия Паросского (составлено, по мнению исследователей, в 1774 г.), «Исповедание веры, то есть праведнейшая Апология против тех, которые по неучёности и злонамеренно дерзнули перетолковывать и клеветать на некие предания Святой Церкви и некоторые другие здравые и православные мнения» Никодима Святогорца, а также апологию иеромонаха Иерофея, сохранившаяся в составе его Жития. Житие Иерофея представляет собой очень важный источник для исследователей, т.к. в нём подробно описан распорядок жизни типичных колливадов-келлиотов (Дионисия и его ученика Иерофея), приводятся ранее неизвестные детали одного из последних крупных столкновений на Святой Горе по поводу частого причащения, в ходе которого сначала был обвинён, а потом оправдан духовник Иерофей, а также подробно излагаются его взгляды на основные предметы колливадских споров. Житие относится к группе текстов, опубликованных в последние десятилетия. Представления колливадов о таинстве евхаристии и учение о частом причащении, как правило, восстанавливаются на основе двух книг (Неофита Кавсокаливита, а также книги Макария Коринфского и Никодима Святогорца); однако такой подход исследователи не могут считать вполне корректным, поскольку многие аспекты полемики, равно как и важные стороны понимания колливадов данной проблематики (например, вопрос о посте перед причащением), в этих сочинениях не отражены; указанные книги во многом послужили поводом к обсуждению вопроса и спорам. Точка зрения колливадов более полно отражена в упомянутых выше апологиях (Афанасия Паросского и Никодима Святогорца и иеромонаха Иерофея), а также в посланиях Афанасия Паросского. Неизданные материалы различных сборников (в частности, сборник «Бич») и посланий широко представлены у ряда исследователей, что позволяет использовать содержащиеся в них данные. Основные патриаршие постановления в отношении колливадов опубликованы в различных собраниях актового материала. Поводом к столкновению по вопросу о поминовении усопших стали события, развернувшиеся вокруг строительства нового кириакона (соборного храма) в афонском скиту св. Анны (см. в ст. Афон). Работы были начаты в 1754 г. и велись на пожертвования, которые вносились с условием поминовения имён жертвователей и их родственников, в том числе почивших. Строительство оказалось достаточно затратным, в результате чего агианнанитам пришлось принимать всё новые и новые пожертвования, что увеличивало и без того обширный список поминаемых имён, количество которых составило в итоге около 12 тыс.

 



 
PR-CY.ru