КОЛЛИВАДЫ - Страница 3

Практический интерес к Преданию и творениям св. отцов вскоре соединился со стремлением к просвещению греческого народа в духе святоотеческой традиции, в чём особенно преуспели Макарий Коринфский, Никодим Святогорец и Афанасий Паросский. При деятельном участии колливадов были изданы святоотеческая аскетическая антология «Добротолюбие», собрание творений Симеона Нового Богослова, некоторые другие сочинения св. отцов, а также толкования на Священное Писание, соборные постановления и богослужебные тексты православной церкви. Колливады были горячими защитниками возможности жить согласно правилам, изложенным некогда св. отцами. По словам Константиноса Папулидиса, «колливады боролись за возвращение к православному Преданию… И своей кровью они заплатили за свою веру в Предание. Не будет преувеличением сказать, что колливадам обязана своим существованием монашеская жизнь в Греции, особенно за пределами Святой Горы. Без колливадов секулярный ветер эпохи смёл бы всё». Главными темами так называемых колливадских споров стали вопросы о заупокойной службе с принесением колива в день воскресный и о частом причащении Святых Таин, причём второй вопрос достаточно быстро вышел на первый план (это осознавали сами колливады). Попытки представить прения о коливе в качестве первой фазы споров, а вопрос о причащении – как основную тему следующей, не выглядят, по мнению исследователей, убедительными, т.к. частое причащение Святых Таин становится предметом обсуждения и поводом к столкновениям практически одновременно с возникновением проблемы поминовения усопших по воскресеньям. В течение споров, которые длились больше полувека, затрагивались и другие вопросы, которые, однако, не имели такого резонанса: о коленопреклонении в день воскресный, о сравнительном достоинстве малого и великого водоосвящений, об освящении и помазании св. икон и некоторые др. История движения и литературное наследие колливадов изучены недостаточно. Многие важные документы только в последние годы попали в поле зрения исследователей и начинают постепенно публиковаться в соответствии с современными научными нормами. Значительное число документов, проливающих свет на историю движения колливадов (в частности, о взаимоотношениях с Константинопольским патриархатом и с противниками), пока не выявлено. По мнению исследователей, тщательное изучение архивов Афона, а также библиотек Греции, Румынии и других государств вполне может привести к новым открытиям. Богатым и многообещающим оказалось эпистолярное наследие колливадов, которое на протяжении XIX–XX вв. оставалось почти неизвестным и по большей части неопубликованным. Многие послания колливадов, особенно Афанасия Паросского и Никодима Святогорца, представляют собой трактаты, посвящённые различным аспектам споров; особую важность для исследователей имеют тексты, в которых рассматривается вопрос о частом причащении. Несмотря на то что трудами, главным образом, греческих учёных в последние десятилетия в научный оборот было введено немало ранее неизвестных и достаточно важных текстов, многие страницы истории колливадов остаются неизученными.

 



 
PR-CY.ru