«КОДЕКС ФЕОДОСИЯ» - Страница 13

«Кодекс Юстиниана», по мнению исследователей, имел гораздо более явно выраженную идеологическую направленность по сравнению с «Кодексом Феодосия»: в нём «сообщество христианское» совпадает с «сообществом гражданским». Некоторые учёные считают, что книга 16 была составлена в спешке и включена в «Кодекс Феодосия», скорее, случайно, что привело к многочисленным ошибкам в датировке и размещении императорских конституций, а также к неустранённым противоречиям между содержащимися в них правовыми нормами. Само появление книги 16 обусловлено тем, что императорская власть была поставлена перед необходимостью реагировать на события церковной жизни, связанные с третьим Вселенским собором 431 г. Однако существуют убедительные возражения против тезиса о случайности книги 16. В ней собраны только такие конституции, которые не вписывались в традиционную для римских юридических сочинений схему. Те конституции, которые могли быть включены в эту схему, помещены составителями «Кодекса Феодосия» в другие разделы. Само создание особой книги «Кодекса Феодосия», посвящённой религиозной проблематике, исследователи рассматривают как удовлетворение императорской канцелярией общественной потребности в официальном признании и законодательной фиксации новых правоотношений, обусловленных институционализацией христианской церкви. Расположение же книги о «религиозном праве» не в начале, а в конце «Кодекса Феодосия» соответствует общим принципам его построения, когда в первых книгах помещены разделы, посвящённые источникам права, различным структурам управления империей, а затем следуют книги, касающиеся статуса различных категорий лиц, как, например, книга 12, содержащая императорские конституции о правах (привилегиях) и обязанностях декурионов. Противоречия, якобы встречающиеся в книге 16, исследователи нередко считают лишь кажущимися. Так, в первый титул помещены, с одной стороны, проникейский эдикт Феодосия I от 380 г., а с другой – проарианское постановление Валентиниана II от 386 г. Однако конституция Валентиниана II приведена в «Кодексе Феодосия» в такой редакции, что её проарианская направленность утрачивает всякое значение. Включение этой конституции Валентиниана II в первый титул книги 16 было обусловлено, по мнению исследователей, скорее всего, тем, что она соответствовала, по мнению составителей «Кодекса Феодосия», принципу, лежащему в основе всего титула: правовое обеспечение «мира в Церкви» посредством императорского нормотворчества. В книге 16, содержащей 11 титулов, собран 201 фрагмент императорских конституций. Первый титул касается общих вопросов христианской веры и представляет собой своего рода введение; второй титул посвящён правам, привилегиям и обязанностям клириков; третий – монахам; четвёртый – догматическим спорам в церкви; пятый – различным ересям и еретикам; шестой – запрету повторного крещения; седьмой – вероотступникам; восьмой – иудеям; девятый – запрету иудеям владеть рабами-христианами; десятый – языческим верованиям; одиннадцатый – различным религиозным вопросам.

 



 
PR-CY.ru