«КОДЕКС ФЕОДОСИЯ» - Страница 11

Список титулов (Index titulorum) «Кодекса Феодосия» в редакции «Бревиария Алариха», но с дополнениями, а также тексты первых книг «Кодекса Феодосия» в той же редакции вплоть. Подобное дробление «Кодекса Феодосия» на фрагменты и отсутствие свидетельств существования рукописи, содержащей текст целиком, исследователи объясняют тем, что текст «Кодекса Феодосия» был разбит на три части, первая из которых включала книги с первой по пятую, вторая – с шестой по восьмую, третья – с девятой по шестнадцатую (Б. Сиркс критикует эту концепцию: по его мнению, частей было две). Основным источником сведений о «Кодексе Феодосия» остаётся «Бревиарий Алариха», хотя в рукописях «Бревиария» текст «Кодекса Феодосия» приводится не полностью и, как полагают исследователи, с изменениями. В частности, в «Бревиарии» императорские постановления «Кодекса Феодосия» сопровождаются толкованиями (interpretationes). Они отсутствовали в первоначальной редакции «Кодекса Феодосия», о чём свидетельствуют его рукописи, относящиеся к традиции, не связанной с «Lex Romana Visigothorum». Эти толкования были заимствованы составителями «Бревиария» из различных юридических сочинений второй половины V в., которые могли быть как непосредственно толкованиями к конституциям «Кодекса Феодосия», так и объяснениями терминов и понятий, юридическими трактатами и т.п. Т. Моммзен включил эти комментарии в своё издание «Кодекса Феодосия». Таким образом, исследователям известны не все тексты изначальной редакции «Кодекса Феодосия», причём хуже всего сохранились первые книги, вплоть до второго титула шестой книги. Т. Моммзен полагал, что традиция сохранила только треть текстов первых пяти книг «Кодекса Феодосия». Сохранность книг с шестой по шестнадцатую гораздо выше, однако в шестой и восьмой книгах есть лакуны. П. Крюгер полагал, что в целом не дошла до настоящего времени пятая часть текстов «Кодекса Феодосия». В 1517 г. вышло первое издание «Кодекса Феодосия». Ещё несколько изданий также относится к XVI в., в том числе издание Я. Куяция (Жака Кюжа) 1566 г. Не утратило своей актуальности издание Я. Готофреда (Жака Годфруа), вышедшее уже после его смерти, в 1665 г., благодаря пространным комментариям, которыми он снабдил тексты императорских постановлений; впоследствии было переиздано: «Codex Theodosianus cum perpetuis commentariis J. Gothofredi». 1736–1745 гг. В XIX в. вышло несколько изданий: в 1824 г. (А. Пейрон), в 1839 г. (Карло Бауди ди Весме), в 1842 г. (Г.Ф. Хенель); каждое последующее издание дополнялось новооткрытыми текстами. Лучшим считается издание Т. Моммзена, в подготовке которого ему помогал П. Крюгер. Кроме того, П.М. Майер, используя материалы Т. Моммзена, издал пост-Феодосиевы новеллы («Novellae posttheodosianae» – императорские постановления, опубликованные после вступления «Кодекса Феодосия» в силу). Издание вышло в свет уже после смерти Т. Моммзена. Помимо собственно «Кодекса Феодосия» оно содержит обширное введение, написанное Т. Моммзеном, «Gesta senatus Romani», «Сирмондиевы конституции» и «пост-Феодосиевы новеллы»: «Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes». Берлин, 1905 г.

 



 
PR-CY.ru