КЛИМЕНТА, СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА, БАЗИЛИКА В РИМЕ - Страница 6

Под главным изображением в апсиде представлен фриз из 12 агнцев, символизирующих апостолов. Они выходят из ворот Вифлеема и Иерусалима (города представлены на триумфальной арке) и направляются к божественному Агнцу – Христу, стоящему в центре, на одной оси с «Распятием». На предалтарной арке наверху помещён небесного цвета медальон с погрудным образом Христа Пантократора. Он облачён в золотые ризы, держит в левой руке закрытое Евангелие и правой двуперстно благословляет. По сторонам Христа Пантократора в цветных облаках – изображения тетраморфов, символов евангелистов: ангела и льва (Матфея и Марка) – слева, орла и тельца (Иоанна и Луки) – справа; они несут венцы и закрытые кодексы. Ниже – восседающие на престолах: апостолы Пётр и Павел, священномученик Климент и архидиакон Лаврентий. Апостолы держат свитки; у мучеников – атрибуты и орудия страстей: у св. Климента – якорь (в руке) и вёсельная лодка (в виде подножия), у архидиакона Лаврентия – процессионный крест и кодекс (в руках), решётка над раскалёнными углями (под ногами). Исследователи находят примечательным, что священномученик Климент представлен не в традиционном для него облачении святителя, а в тунике и гиматии, подобно апостолам, на ногах сандалии. На узких участках арки, под фигурами святых, в поворотах на три четверти – ростовые образы пророков Исаии (слева) и Иеремии (справа); на развёрнутых вверх, к образу Христа, свитках тексты пророчеств: у пророка Исаии – «Vidi Dominum sedentem super Solium» («Видел я Господа, сидящего на престоле»; Ис. 6:1), у пророка Иеремии – «Hic est Deus Noster et non estimabitur alius absque Illo» («Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним»; Вар. 3:36). Изображения на предалтарной арке объединены надписью, проходящей по её внутреннему краю: «Gloria in Excelsis Deo sedentis supe(er) thronum et in terra pax hominibus bone voluntatis» («Слава в Вышних Богу, сидящему на престоле, и на земле мир, в людях благоволение»); в тексте великого славословия выражена главная идея декорации арки – благодарение, которое приносит мир своему Творцу. Мозаика верхней церкви – пример римского искусства, вдохновлённого реформами папы Григория VII. Использованные в ней изобразительные мотивы являются узнаваемыми «цитатами» из произведений раннехристианского и каролингского искусства. Например, центральная для базилики священномученика Климента в Риме иконографическая тема триумфа Креста присутствовала в римских мозаиках в базиликах Санта-Пуденциана (около 400 г.), Санто-Стефано-Ротондо (642–649 гг.), Санти-Нерео-э-Акиллео (795–816 гг., не сохранилась), Сан-Джованни-ин-Латерано (1883–1884 гг.; воспроизводят, по мнению исследователей, декорацию 461–468 гг.). Мотив вьющейся виноградной (аканфовой) лозы был использован в мозаиках сводов мавзолея Санта-Костанца (первая половина IV в.), атриума Латеранского баптистерия (V в.; в нишах), в апсиде базилики Санта-Мария Маджоре в Капуе (V в.; не сохранилась), на сводах мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (425–450 гг.) и т.д. Изображения городов Иерусалима и Вифлеема находятся на триумфальной арке базилики Санта-Мария Маджоре (432–440 гг.) и в капелле Сан-Венанцио (640–649 гг.) в Риме; в сочетании с композицией «Поклонение Агнцу» – в апсиде римской базилики Санти-Козма-э-Дамиано (526–530 гг.). Однако общую композицию мозаики верхней церкви исследователи находят оригинальной. Они полагают, что при создании мозаики её авторы ориентировались на несохранившуюся декорацию главной церкви монастыря Монте-Кассино (исследователи подчёркивают влияние идей Монте-Кассино и «церковного возрождения» на символический замысел мозаичной декорации базилики в Риме священномученика Климента). Время создания мозаики продолжает обсуждаться. Тем не менее, стилистические особенности и косвенные исторические данные позволяют исследователям датировать её временем около 1120/1125 г.



 
PR-CY.ru